10 удивительно простых советов, как научиться красиво говорить

Содержание:

YouTube-каналы

Русскоязычные

Dari Art

Канал художницы Дарьи Долгополовой поможет тем, кто хочет научиться рисовать, но не знает, с чего начать.

Art Shima

Канал художницы Анастасии Шимшилашвили. Множество обучающего материала, а также забавные видео, в которых Анастасия рассказывает о жизни художника изнутри.

Oli Vince

Здесь все про акварель.

Азбука рисования

У канала Андрея Маркова больше 840 тысяч подписчиков и сотни видеоуроков по разным направлениям.

Как научиться рисовать

Название канала говорит само за себя.

Англоязычные

KevinOilPainting

Уроки рисования пейзажей маслом для продвинутых (или для тех, кто ищет вдохновение).

Proko

Короткие обучающие видео с основами анатомического рисунка. Плюс есть уроки карикатуры и портрета карандашом.

Alphonso Dunn

Тысячи практических советов, которые пригодятся начинающему художнику.

Bob Ross

Боб Росс стал знаменитым благодаря телевизионной передаче, которую он вел на протяжении 10 лет, где объяснял, как с нуля нарисовать картину маслом за 30 минут. На его канале (с 3,7 миллионами подписчиков) можно посмотреть и старые телевизионные выпуски, и новые видео.

Circle Line Art School

Канал посвящен иллюстрациям и скетчингу. Видео помогут научиться работать с тенью, перспективами и мелкими деталями.

Явление

Алехандра Эрнандес, Алисса Монкс и еще пять современных художниц, имена которых нужно знать всем

Как научиться много читать

Как научиться много читать

Многих волнует вопрос – как научиться много читать? Первое, что надо понять: а нужно ли Вам много читать. Еще Соломон в древние времена говорил, что много читать, значит слишком утомлять свой ум ненужными вещами. Если человек читает все подряд, не разбираясь в качестве литературы, то это может принести больше вреда, нежели пользы. Помните, что книги бывают разные, в наше время любой дурак может податься в авторы книги о том, как стать счастливым, заработать миллион, создать семью, настроить компьютер и т.д. и т.п., но чтение таких «шедевров» делает людей обычно только хуже. Вспомните, какие популярные были книжки Карнеги в 90-е годы, где тот поучал всех заводить друзей и зарабатывать миллионы. Сам он ровным счетом ничего не зарабатывал, друзей не имел, да и прочитавшие его творения люди в этих делах не преуспели.

Есть случаи, когда много читать действительно надо. Это касается студентов, которым приходится много учить, так как на один семестр обычно наваливается куча предметов, людей со сложными интеллектуальными профессиями, которым внезапно надо освоить целый ворох новых знаний. Как быть им и быстро и много читать? Вот некоторые рекомендации:

  • Не отвлекаться на другие вещи. Если заниматься чтением без отвлечения на посторонние факторы, можно прочитать больше, нежели постоянно дергаться между несколькими делами;
  • Развитие терпения. Читать – значит сидеть дома и читать, а не гулять, заниматься спортом, работать руками и т.д. Не каждый человек может выдержать домашнее заточение, постоянно перебирая тонны макулатуры;
  • Читать осмысленно. Если читать просто так, чтобы тратить на что-то время, то надолго Вас не хватит. Надо читать и понимать, что это за информация, зачем она Вам, какой толк от данной книжки.

Если это будет, то читать много не окажется проблемой. Когда человек чем-то реально увлечен, его за уши не оттянешь от любимого дела.

Творческие навыки

1. Играть 3 любимых песни на блокфлейте сопранино (недорогой и простой музыкальный инструмент). Если вы не увлекаетесь музыкой всерьез, мы рекомендуем не тратить время на обучение с нуля. Сосредоточьтесь на разучивании конкретных композиций — это проще, да и вы потом будете чувствовать гордость за себя! Второй вариант — научитесь играть на варгане. Мы рекомендуем алтайский, но это дело вкуса. Заодно познакомитесь с новой культурой!

Агонь скидки! Мы уже выбираем себе новые гаджеты. А вы? Переходите и посмотрите что-то и себе на подарок!

2. Научитесь рисовать акварельные пейзажи: техники, конечно, придется осваивать не день, и даже не два, но за три месяца вы сможете реально повысить свой уровень до вполне приличного. Как научиться рисовать? Практикуйтесь: носите с собой скетчбук и базовую акварельную палитру — так вы сможете делать наброски в перерывах между основными делами всегда и везде, смотрите видео из YouTube, к примеру:

3. Прослушайте курс основ теории музыки — подобную обучающую программу на 5 недель проводит, к примеру, Эдинбургский университет, есть и бесплатные онлайн-курсы. Теория музыки актуальна для тех, кто никогда не посещал уроки сольфеджио, но хочет разобраться в тонкостях классической и современной музыкальной сферы. Курс очень увлекателен, да и обладать подобным знанием всегда полезно и приятно!

Невероятные скидки! А товары какие клевые! Мама Мия и Донна Летучия. Видели?

4. Постановка певческого голоса. Даже если вы считаете, что у вас вообще нет талант, знайте: на самом деле любой голос можно поставить и научиться с нуля петь каждому. Победа в финале The Voice так вряд ли светит, но слушать вас будет однозначно приятно!

5. Научиться с нуля делать цветочные композиции и букеты своими руками, составлять икебаны: поможет и в украшении дома, и в создании прекрасных подарков.

6. Дудлинг — это специфический жанр рисования, который предполагает создание рисунка из узоров. И тут лучше 1 раз увидеть, поэтому вот вам видео из YouTube, как научиться рисовать дудлинг:

Зачем нужно уметь учиться

Обратимся немного к истории. Сам термин “умение учиться” впервые использовали ученые деятельностного подхода в психологии: Выготский, Эльконин, Леонтьев, Давыдов. И их постулаты мне очень нравятся. Они определили теорию, которая хорошо работает на практике: человек должен работать над собой, чтобы уметь многое. Это простыми словами.

Цель деятельностного подхода – не дать ученику все на блюдце с голубой каемкой, а стимулировать его самостоятельно добывать знания.

Этот подход беспроигрышный – в изменяющемся мире человек сам может подстраиваться, адаптироваться, а не ждать манны небесной. Это ориентирует человека на ответственность перед самим собой, на успех.

Этот навык как никогда нужен в 21-м веке. Мы получаем массу информации отовсюду. Но спроси современного ребенка, кто такой Рафаэль или на каком континенте находится Джомолунгма, как пишется то или иное слово – и он растеряется. Почему так происходит? У многих просто нет навыка обучаемости. Ему привили зубрежку, работу на оценку, а нужно, чтобы он хотел учиться. Это проблема современных детей.

5 Умей принимать поражение

Мое поколение и предыдущее действительно думают, что неудача — это плохо: вы не должны пытаться делать что-то, что у вас не получается, лучше быть скромными и делать то, в чем есть шанс преуспеть. К счастью, я думаю, что это заблуждение начинает потихоньку исчезать. Я часто проваливаюсь на камеру, и я вроде как праздную каждую из неудач, потому что это делает успех еще слаще.

Если бы люди меньше боялись неудачи, они бы продвинулись еще дальше. Это то, что я пытаюсь сделать, и то, что я пытаюсь доказать: что я не сверхчеловек, и что неудача — это очень большая доля обучения, и это происходит со мной очень часто. Я уклоняюсь от провала так же, как и все остальные, это не очень приятное чувство, но если вы можете принять неудачу, то обнаружите, что многие люди начинают вас подбадривать, и мотивация не только не пропадает, но только усиливается.

Третье правило: понять и принять, почему мы не любим учиться

Обычно желание впитывать новые знания пропадает по трем причинам.

1. Нет четкого понимания, что вы изучаете

Независимо от того, что вы изучаете — должно быть четкое представление о предмете. Допустим, вы решили научится планировать, и автор рассказывает о блокноте, деленном на разделы и с определенным наполнением. Если вы не будете держать этот блокнот в руках, то вряд ли сможете разобраться в применении планирования, используя данный блокнот. То, что можно потрогать, почувствовать, увидеть о вещах, которые вы изучаете, называются «массой». Вы не будете понимать каких размеров должен быть планер, какие разделы в нем, количество листов, вес и т. д. Без этой «массы» новые знания кажутся неподъемными и очень сложными. 

Когда невозможно получить предмет изучения, используйте схемы, фильмы, картинки.

2. Нарушена постепенность

Это значит, что учиться делать что-то не сразу, а шаг за шагом.

Если то, что вы изучаете, кажется слишком трудным, значит, вы пропустили какие-то шаги или не полностью усвоили знания на предыдущих этапах. Нельзя стать программистом за один день. Нужно начать с основ и двигаться, увеличивая свою экспертность в области.

Чтобы устранить нарушение, нужно выяснить, что вы понимали хорошо, и когда начали появляться мысли о том, что все сложно. Затем постепенно усваивать материал дальше.

3. Слово не было понято, или было понято неправильно

Если вы что-то изучаете, а по завершении появляется чувство пустоты в голове или вовсе хочется уснуть, это не означает, что книга плохая. Скорее всего, в ней использовалось слово, которое было непонятно вам, и без которого был лишен смысла весь материал.

Для того, чтобы справиться с этим, нужно обратиться к словарю или к «Википедии», например. Прочитать все значения слова и составить 3–5 предложений с ним. 

Совет 4. Пробуйте разные форматы

В статье о том, как изучать нелюбимые предметы, мы рассказывали, что люди делятся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов. Выясните, какой канал восприятия работает у ребёнка лучше всего, и предлагайте ему подходящие форматы обучения. Например, ученик жалуется, что ему сложно запоминать словарные слова. Можно предложить ему провести эксперимент по поиску идеального способа их запоминания: визуализация с помощью мнемотехники, наговаривание на диктофон и прослушивание, многократное записывание в тетрадь, разбор этимологии каждого слова. Пусть ребёнок попробует всё и составит рейтинг, какой метод помог ему лучшего всего. Самостоятельный поиск поможет ребёнку научиться учиться с удовольствием.

Как трансформировать знания в обучающий продукт?

Площадок, где можно поделиться знаниями, становится все больше — это конференции, онлайн- и офлайн школы и проекты дополнительного образования, вузы и т.д. Вас могут позвать коротко выступить в формате «печа-куча» или на TED, а могут предложить сделать учебное занятие. Обсудим подробнее последний случай.

Предположим, что вас позвали провести один урок на долгосрочном курсе — воркшоп на целый день. Перед тем, как бросаться готовить слайды презентации, нужно сделать несколько важных шагов:

Сверьте с организаторами и кураторами учебные цели программы в целом, и вашего урока в частности

Важно, чтобы ваш контент был синхронизирован с другими занятиями.

Пропишите для себя подробнее — что узнают, начнут делать и даже почувствуют студенты после вашего занятия? Какие основные мысли вы хотите донести? Эти цели станут основой для тематических блоков.

Исследуйте аудиторию. Уточните, какой у них бэкграунд, какие ожидания, какой уровень знаний

Важно: подумайте о студентах не только с точки зрения знаний и навыков — поставьте себя на их место и подумайте, как бы вы хотели изучить эту тему, какая информация и какие форматы работы помогли бы вам лучше всего?

В итоге вы должны понять, где люди сейчас, а также куда и как вы их хотите привести.

Почему мы не умеем отдыхать

Причин этому много. Как правило, большинство из них кроются в наших подсознательных установках. Я приведу несколько распространенных убеждений, а вы постарайтесь вспомнить, приходилось ли вам слышать их когда-нибудь.

Ограничивающие убеждения насчет отдыха:

  • Отдых для слабаков!
  • На том свете отоспимся.
  • Лень и безделье – это грех.
  • С прокрастинацией обязательно нужно бороться.
  • Делу время, потехе час.
  • Надо выполнить работу, а уже потом можно и отдохнуть.
  • Если отдых, то обязательно активный.

Многих из нас с детства учили тому, что трудиться – это благо, а отдыхают только тунеядцы. И зачастую даже 5-минутное ничегонеделание вызывает в нас сильное чувство вины. Мы ругаем себя: “Что это я разлегся? У меня же еще столько дел непеределанных!” – и бесконечно пребываем в напряжении.

Нередко даже поездка в отпуск оборачивается для нас большим стрессом. “После такого отдыха мне нужен еще один отдых!” – знакомая фраза?

Мало кто из нас отправляется в путешествие просто, чтобы отоспаться, поймать экстаз от морских закатов, вдохнуть аромат душистых эвкалиптов, погулять вразвалочку, посмеяться. Если мы едем в новое место, у нас, как правило, уже заготовлен план ежедневных экскурсий, сувенирных закупок, беготни по архитектурным местам. А все для того, чтобы выжать эссенцию “пользы”. Только вот пользы для чего?

А как проходят наши выходные? У многих это дни генеральной уборки, походов за продуктами, приготовления еды на предстоящую неделю, а если останется еще немного времени, то можно сходить на какой-нибудь тренинг по “успешному успеху” или подтянуть английский у репетитора. Странно, почему в понедельник мы не ощущаем себя полными сил и энергии.

В завершение этого рассуждения хотелось бы затронуть и каждодневный отдых. В век гаджетов и интернета типичным перерывом между делами стало залипание в смартфоне. Возможно, для кого-то сейчас открою Америку, но это не отдых, а перегрузка мозга информацией, что сопровождается колоссальным расходом энергии. Поэтому если за чашечкой утреннего кофе вы привыкли листать ленту социальных сетей, то не удивляйтесь, почему вы приезжаете на работу уже уставшими.

Совет 2. Покажите, как добывать и применять знания

Подобно тому как глотание еды без пережёвывания может привести к проблемам с желудком, поглощение знаний без рефлексии и применения на практике может повлечь «потерю аппетита» к обучению.   

Процесс получения знаний и навыков на их основе в идеале должен состоять из нескольких этапов. Сначала ознакомление с каким-либо объектом или явлением, затем желание разобраться, как это работает, применение этого на практике и, наконец, осмысление пережитого опыта. Этот круг называется колесом обучения.


Колесо обучения

Концепцию колеса обучения использует в своей работе тьютор Наталья Смелова. При этом она считает, что не стоит давать ребёнку «рыбу» — нужно научить его пользоваться удочкой. Предположим, ученик не понимает проценты в математике. Попросите его найти в интернете мультфильм или хорошую статью на эту тему

Важно, чтобы он сделал это сам, ведь только добывая знания самостоятельно, можно научиться учиться. Однако затем обязательно разберите вместе найденный материал и покажите, как это может пригодиться ему в реальной жизни

Например, можно посчитать, сколько удастся накопить за год, если ежемесячно откладывать 10% карманных денег. 

Правильная технология любого обучения

Многие люди не умеют правильно учиться. И это беда нашего общества. Есть классная структура, которая помогает воспитать в себе этот навык. По секрету поделюсь ею с вами.

  1. Принимаем факт, что мы чего-то не знаем. Именно не знаем глубоко, как положено. Сначала это нужно осознать: “Оу, я не знаю этого”. Потом принять: “Да, все-таки я не знаю!” Потом понять, что нужно учиться: “Мне нужны эти знания!”
  2. Принимаем, что нам нужен наставник. Мы, конечно, можем сами разобраться в какой-то теме. Но пока будем это делать, куча времени пройдет. Поэтому ищем наставника, который в конкретном деле достиг результатов. Если хотим разбогатеть, то ищем богатого человека, хотим стать менеджером – ищем успешного менеджера, хотим стать музыкантом – ищем хорошего музыканта.
  3. Ищем ПРАВИЛЬНОГО наставника и не скупимся на оплату его услуг. Почему платить? Во-первых, это будет стимулировать нас к усердию. Во-вторых, наставник будет выкладываться и передавать свои ценные знания.
  4. Проходим через многократные повторения, боль, которые неизбежны во время обучения. Когда ребенок учится ходить, он падает. Когда хозяин делает ремонт, он ошибается. Когда хозяйка варит борщ в первый раз, не факт, что он получится вкусным. Не бойтесь ошибаться, не бойтесь падать и вставать – только так вы сможете выучиться! На 100-й раз точно получится!
  5. Доводим приобретенный навык до автоматизма. Именно автоматизированное действие сделает вас хорошим водителем, музыкантом, спортсменом, оператором и т. д. Богатые и успешные люди тратят средства и время на автоматизацию одного навыка, а затем переходят к развитию следующего. Автоматизированное действие освобождает кучу времени, которое ценнее денег.

Нужно ли отстаивать собственное мнение

Да, ведь под этим подразумевается не только высказывание своих взглядов, но и борьба за свои права, отстаивание личных границ, удовлетворение потребностей и исполнение желаний.

Окружающие не могут догадаться, чего вы хотите. А некоторые люди готовы использовать слабохарактерность других для удовлетворения личных целей. Поэтому и нужно отстаивать свое Я.

Однако важно знать, когда это уместно, а когда нет. А также нужно понимать, как правильно и как неправильно отстаивать свое мнение

Во-первых, отстаивая себя, важно не нарушать личные границы других людей. Это означает, что нельзя переходить на оскорбления, крики, рукоприкладство.

Во-вторых, не стоит спорить с теми, кто не играет никакой роли в вашей жизни

Последнее разберем на примере.

Нет смысла «воевать» с диванными критиками в интернете. Если вы не амеба, а зрелая личность, то всегда найдутся те, кто с вами не согласен, кому вы не нравитесь, а иногда и те, кто терпеть вас не могут. Это нормально.

Ненормально тратить свое время и силы на споры с незнакомыми вам людьми.

Перед тем как начать отстаивать свое мнение, всегда задавайте себе вопросы: «С какой целью я это делаю? Что мне это даст? Какую роль этот человек играет в моей жизни? Насколько для меня важна его оценка? Насколько ценны для меня отношения с ним?».

Если идея с игнором не нравится, то можно поставить точку так: «Я с тобой не согласен, но спорить не собираюсь».

Когда не уместно отстаивать свое мнение

  1. Если оппонент не готов к взаимодействию, живет по принципу «есть мое мнение и неправильное». Такие люди застряли в иллюзии собственного превосходства, спорят ради споров, самоутверждаются за счет других. Это энергетические вампиры, общаясь с которыми вы потеряете силы, но до истины так и не дойдете. И снова мы вернулись к тому, что важен не сам факт отстаивания своего мнения и борьбы, а цель этого действия.
  2. Если вас об этом не просили, а предмет обсуждения не имеет к вам никакого отношения. Например, ваш друг записался на курсы актерского мастерства. Ходит себе человек туда, радуется жизни, общается с единомышленниками, получает удовольствие от любимого дела. Иногда участники курсов бесплатно показывают спектакли для всех желающих. И вот однажды вы ему говорите: «Был на вашем спектакле в эти выходные. Слушай, а зачем ты вообще тратишь на это время, силы и деньги? Фигня же какая-то. Ты, вроде взрослый человек, а занимаешься этой детсадовской самодеятельностью. Я думал у вас там хоть все на уровне, солидно, но нет». Это наглядный пример того, когда лучше промолчать. На вас самодеятельность друга никак не сказывается, а ему это нравится, так зачем портить человеку жизнь и лезть не в свое дело.

Отстаивая свое мнение, не забывайте спрашивать себя: «Ты хочешь быть правым или счастливым?». И не забывайте о словах Соломона: «Господи! Дай мне мужество изменить то, что можно изменить, дай мне терпение принять то, что изменить нельзя, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».

И еще не забывайте об эффекте Даннинга-Крюгера (особенно актуально для деловых отношений). Его суть: чем меньше у человека опыта и знаний, тем больше он уверен в себе и правильности своего мнения и наоборот.

Говоря простыми словами, некоторые люди не могут осознать свою ошибку. Это один из видов когнитивных искажений.

Когда уместно отстаивать свое мнение

  • На работе, когда вас нагружают обязанностями без повышения оплаты труда или заставляют работать сверхурочно;
  • В личной жизни, когда партнер игнорирует ваши интересы и желания, живет в угоду себе;
  • В отношениях с друзьями, когда те регулярно просят о помощи, но игнорируют ваши обращения;
  • В семье, когда родители или другие родственники указывают, с кем вам дружить, на кого учиться, чем увлекаться, где и с кем жить и т.д.;
  • В любой сфере жизни, когда идет обсуждение того, что напрямую касается вас (рабочий проект, переезд, использование общих ресурсов и прочее).

Отдельный вопрос, который беспокоит многих людей наравне с запросами «не умею отстаивать свое мнение» и «боюсь отстаивать свое мнение» – «Нужно ли отстаивать собственное мнение перед начальством?». На мой взгляд, да. Делать это нужно без нарушения субординации.

И опять же только в том случае, если вас просили или если слова, действия начальника напрямую касаются вас.

А теперь разберем способы как правильно отстаивать свое мнение.

Только представь: ты можешь научиться практически всему.

Если ты когда-либо мечтал овладеть скейтбордингом, вождением одноколесного велосипеда, обратным сальто или умением собирать кубик Рубика, то наверняка отказывался от этой идеи, потому что ты слишком занят/ленив/стар/не имеешь к этому предрасположенности.

А вот шотландский ютьюбер Майк Бойд решил доказать, что все это ерунда, и теперь вдохновляет своих подписчиков собственным примером на то, чтобы, наконец, научиться тому, что их давно интересует.

Услышав теорию Малкольма Гладуэлла о том, что мы можем научиться любомунавыку за 10 000 часов практики, 26-летний парень из Шотландии решил, что сам попробует. В результате появился ютьюб-канал Learn Quick, на котором блогер фиксирует все свои достижения.

Например, он научился вращать баскетбольный мяч за 4 часа 39 минут, а бросать бумеранг всего за два часа. Вот подсказки от этого парня, как быстро и легко можно освоить практически любой скилл.

Научиться чинить что-либо

Это именно то, чему стоит научиться в любом случае. Сколько можно бегать к соседу, чтобы он помог починить кран или прибил гвоздь? Множество бытовых поломок можно вполне исправить самостоятельно, просмотрев ролики в интернете. Возможно, с первого раза все и не получится идеально, но спешить ведь некуда?

Если задаться целью, можно научиться класть ламинат, подключать люстры, заделывать откосы и многое другое. Возможно, для каких-то работ и стоит вызывать профессионалов, но ведь в мелочах вы вполне можете справиться сами.

Есть еще множество навыков, которым стоит научиться. Начните с чего-то одного, не ленитесь. Живите полной жизнью, развивайтесь, обучайтесь. Тогда ваша жизнь будет наполнена смыслом и заиграет яркими красками.

Шаг 2. Тени и затенения

Теперь, когда вы знаете, как рисовать простые формы в совершенстве, давайте начнем затенять эти формы.

Я продолжу на примере круга.

Итак, ваша первая попытка затенения круга, не понимая как это делать правильно, выглядела бы примерно так:

Обратите внимание, несмотря на то, что ваше изображение получилось не слишком реалистичным, вы уже подсознательно знали о воображаемом источнике света и поместили его в верхний левый угол и, учитывая этот источник , вы нарисовали тень на противоположной стороне в нижнем правом углу. Теперь продолжайте практиковать затенения

Это может занять несколько месяцев, прежде чем у вас получится что-то вроде этого:

Теперь продолжайте практиковать затенения. Это может занять несколько месяцев, прежде чем у вас получится что-то вроде этого:

Теперь этот круг выглядит как объемная сфера.

Дальше вам необходимо показать, что сфера не болтается в воздухе, а находится на какой-то поверхности, и вы начнете изображать тени, которые предмет отбрасывает на другие поверхности. В этом случае рисунок уже должен выглядеть примерно так:

Всегда помните одно простое правило, которое было продемонстрировано на рисунке ниже:

Кроме того, продолжайте практиковать затенение и других форм, которые вы изучили.

Во время практики обратите внимание на то, как оттенки варьируются в зависимости от наличия света. Посмотрите на тональную шкалу со штриховкой от светлого к темному ниже

Вы можете ориентироваться на нее, когда рисуете фигуру.

Продолжай практиковаться. Это бесконечный процесс!

Польза образовательных учреждений

Итак, чтобы хорошо что-то делать, нужно довести это дело до автоматизма. Мы автоматизируем навык письма, счета, правильной речи в образовательных учреждениях. Садики, школы, университеты помогают нам именно в этом. За что им спасибо.

Университетам отдельный респект. Ведь программу садика и начальной школы можно отработать в домашних условиях, если уж прижмет: читать, писать и считать можно научиться просто со старшим человеком. И заметьте, кстати: кто успешнее в школе? Тот, кто довел эти 3 навыка до автоматизма!

А вот программа университетов, академий, колледжей помогает пройти через боль ошибок, многократные повторения, чтобы добиться профессиональных навыков. Например, медсестре, чтобы научиться правильно делать уколы, нужно тренироваться на манекенах и людях. Только после нескольких гематом (дай Бог, чтобы все-таки без них) она станет опытнее.

Я считаю что от всех образовательных учреждений есть огромный плюс – они обучают нас умению учиться.

Приложение A: 14 универсальных советов для освоения большинства навыков

  1. Когда смотрите видео, пользуйтесь преимуществом перемотки: вы можете вернуться назад или пропустить неинтересную часть. Проматывайте вступления и заключения, если хотите. Проматывайте материалы не по теме.
  2. Если ваш учитель непонятно объясняет, найдите другого. Ничего личного. Это ваше время и ваши деньги.
  3. Не забывайте регулировать скорость воспроизведения и пользоваться субтитрами.
  4. Никогда не забывайте принцип Парето (правило 80/20).
  5. Всегда разбивайте навыки на более мелкие поднавыки.
  6. Всегда отслеживайте прогресс и сохраняйте ресурсы, которые использовали для обучения — это пригодится в будущем.
  7. Ведите заметки: что изучили и что сделали.
  8. Будьте последовательны. Практикуйтесь понемножку каждый день.
  9. Разнообразьте свою практику. Не стоит делать одно и то же упражнение снова и снова.
  10. Используйте техники интервальных повторений. В смысле, не повторяйте хаотично — систематизируйте.
  11. По максимуму старайтесь практиковаться с другим человеком. Во-первых, от этого повышается ответственность. Во-вторых, обучение идет на пользу вам обоим.
  12. Делитесь успехами с окружающими или онлайн. Это тоже добавляет ответственности, плюс так мы стремимся к большим результатам.
  13. Самое эффективное обучение — при помощи наставника. Найдите человека, который готов научить вас один на один.
  14. Постарайтесь изучать то, что вас действительно интересует. Так вы сохраните мотивацию.

Зачем нужно уметь учиться

Обратимся немного к истории. Сам термин “умение учиться” впервые использовали ученые деятельностного подхода в психологии: Выготский, Эльконин, Леонтьев, Давыдов. И их постулаты мне очень нравятся. Они определили теорию, которая хорошо работает на практике: человек должен работать над собой, чтобы уметь многое. Это простыми словами.

Цель деятельностного подхода – не дать ученику все на блюдце с голубой каемкой, а стимулировать его самостоятельно добывать знания.

Этот подход беспроигрышный – в изменяющемся мире человек сам может подстраиваться, адаптироваться, а не ждать манны небесной. Это ориентирует человека на ответственность перед самим собой, на успех.

Этот навык как никогда нужен в 21-м веке. Мы получаем массу информации отовсюду. Но спроси современного ребенка, кто такой Рафаэль или на каком континенте находится Джомолунгма, как пишется то или иное слово – и он растеряется. Почему так происходит? У многих просто нет навыка обучаемости. Ему привили зубрежку, работу на оценку, а нужно, чтобы он хотел учиться. Это проблема современных детей.

Совет 3. Научите ребёнка чувствовать время

Большинство малышей умеют определять время по часам ещё до школы. Но понимание ценности временного ресурса нет даже у некоторых старшеклассников. Звонок на урок и с урока должен постепенно приучить школьника, что за 45 минут можно выполнить примерно такой объём работы, и, к примеру, если учитель напоминает, что до конца занятия осталось несколько минут, нужно ускориться. Однако этот триггер вырабатывается далеко не у всех. А если ребёнок находится на семейном обучении, то чувству времени нужно тренироваться отдельно, чтобы в итоге научить ребёнка учиться самостоятельно.

Вот какие вопросы рекомендует задавать тьютор Мария Суворова, чтобы приучить ребёнка следить за временем:

  • Сколько времени у тебя сейчас есть? 
  • Как наилучшим образом ты им распорядишься? 
  • По каким критериям выберешь дела, которыми будешь заниматься? 
  • Что именно ты хочешь сделать по учёбе за отведённое время? 
  • Какой результат ты хочешь получить? 
  • Сравни, что ты хотел сделать и что сделал? 
  • Ты доволен результатом?
  • Как сделать так, чтобы хватило времени на все задачи?

Личностные качества для самообучения

Программировать можно научиться самому. Для самообучения потребуются следующие личностные качества:

  1. Оптимизм и жизнелюбие. Данные качества подпитывают открытость и восприимчивость человека, помогают добиваться своего, закрепляют готовность действовать. В процессе самообучения и работы будут возникать препятствия, вопросы и проблемы. Пессимиста это оттолкнет и заставит отступить от идеи освоения программирования. Оптимист будет вдохновляться результатами других и видеть в препятствиях лишь ступеньки на пути к овладению навыком.
  2. Гибкость мышления. Для создания игры, приложения или сайта недостаточно выучить языки программирования. Нужно уметь их применять. Для решения многих задач потребуются креативность и стрессоустойчивость. Придется переключаться с одного занятия на другое, что потребует быстрой адаптации. Часто вы будете вынуждены исправлять ошибки в коде. Лучше воспринимать это как шанс на улучшение навыка, а не как катастрофу.
  3. Смелость. В процессе изучения программирования с нуля вы постоянно будете сталкиваться с чем-то неизвестным. Если постоянно бояться и отступать после первой неудачи, освоить новый навык не удастся.
  4. Честность. Потребуется быть откровенным, чтобы признавать, что вы чего-то не знаете или не умеете. Честный человек всегда правильно анализирует свои возможности и реже попадает в неудобные ситуации. Ученик, который искренне верит в то, что уже достиг верха мастерства, в действительности останавливается на одном уровне.
  5. Самодисциплина. Вам придется регулярно усваивать новую информацию, слушать, читать, анализировать код, выполнять задания и т. д. При слишком редких занятиях вам не удастся изучить программирование дома, поскольку вы будете забывать уже пройденное. Частые уроки приведут либо к выгоранию, либо к перенапряжению.

Что почитать

Для начинающих

Эдвин Лутц, «Начни рисовать»

Марк Кислер, «Вы сможете рисовать через 30 дней»

Клэр Ватсон Гарсия, «Рисунок с нуля»

Дмитрий Горелышев, «Простое рисование»

Барбер Баррингтон, «Вы можете нарисовать все, что угодно»

Эндрю Лумис, «Забавы с карандашом. Самый легкий способ научиться рисовать»

Кэти Джонсон, «Скетчбук художника. Скетчи в городе, в путешествиях, на природе»

Для продолжающих

Кэти Джонсон, «Артбук»

Джованни Чиварди, «Рисование. Полное руководство»

Джульетта Аристид, «Уроки классического рисунка»

Том Хоффманн, «Как понять акварель»

Джин Хэйнс, «Мир акварели. Техники, эксперименты, практические советы»

Николай Ли, «Основы учебного академического рисунка»

Иоханнес Иттен, «Искусство цвета»

Где искать вдохновение

Конечно — в Instagram. Мы нашли 10 классных аккаунтов, которые вдохновят на творчество. Ну а если вдохновение у вас и так есть, всегда приятно просто посмотреть на необычные работы талантливых художников.

Катерина Михайлина

Уютный аккаунт, после просмотра которого захочется изменить интерьер своей квартиры и повесить на стены стильные картины с изображением птиц, белок, самоваров и цветов.

Gennifer Gennari

Портретистка из Нью-Йорка пишет эмоциональные картины, на которых в основном изображает собак и кошек.

Также в Instagram советуем подписаться на 

@vse.marafony

 — аккаунт, где собраны арт-марафоны и всевозможные художественные челленджи. Хорошая возможность для начинающих художников встретить единомышленников, посмотреть на то, что делают другие и, конечно, похвастаться своими успехами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector