20 законов композиции, которые гарантированно улучшат ваши фотографии

Создания движения и выбор направления

Любое движение воспринимается человеком слева направо — так уж мы устроены. Когда вы снимаете, помните об этой детали и используйте ее в работе. Например,  автомобиль мчится по дороге, а велосипед — по лесной тропинке, человек занимается бегом, а его собака пытается догнать улетающую палку — каждое движение с динамикой стоит направить в правую сторону.

Очень важно не забывать оставлять впереди пустое пространство, которое поможет лучше понять всю динамику композиции, и то, куда держит путь герой снимка. Грамотно выбранное и выстроенное направление движение способно творить чудеса с динамикой фотографии

Что такое ISO

Если говорить простым языком ISO – это параметр который влияет на светочувствительность матрицы. Т.е. не меняя значений выдержки или диафрагмы, можно сделать снимок светлее. Казалось бы, как замечательно. Но в любой бочке меда найдется ложка дегтя.

ISO очень сильно влияет на качество снимка. Чем оно выше в цифровом значении, тем хуже по качеству получается фото. Старайтесь снимать на ISO 100 и поднимать его только тогда, когда настройки выдержки и диафрагмы уже не помогают.

Шумы – это цветные пиксели по всему полю кадра. При этом также падает динамический диапазон. Именно по этой причине камеры на смартфонах в условиях недостатка света снимают так паршиво.

Противопоставление в кадре

Это один из самых выразительных приемов, задающий снимку уникальную атмосферу и отражающий две стороны реальности. Старое и новое, черное и белое, веселое и грустное, дети и старики, динамика и статика — контрасты всегда выигрышны, и имеют свою философскую идею.

Используйте вышеперечисленные композиционные приемы в своей фото-практике, и вы обязательно найдете из них свои — те, что придатут вашим работам изюминку и оригинальность. Не бойтесь смотреть на мир через объектив с разных точек, экспериментировать с перспективой и пропорциями, фокусом и расфокусом — только так вы сделаете свое творчество неповторимым.

Как выбрать технику и с чего начать

Для того чтобы подобрать технику для начинающих, нужно оценить финансовые возможности и навыки, которыми человек сейчас владеет. Чем выше стоимость товара, тем шире ассортимент возможностей. Однако неопытным фотографам лучше приобрести простой автоматический прибор.

В основном сейчас продаются цифровые модели, которые делятся на 2 категории:

  1. Автоматические с ограниченным набором функций.
  2. Зеркальные, использование которых без опыта невозможно.

При отсутствии знаний, как профессионально фотографировать, стоит отдать предпочтение максимально автоматизированной камере или телефону. Аппаратами с меняющейся оптикой пользуются только профессионалы.

Как выбрать объектив

Она отвечает нескольким основным параметрам:

  1. Высокое качество.
  2. Низкая цена.
  3. Универсальность.

Кроме объектива, в профессиональной камере важную роль играет вспышка.

Nikon D810 – пример отличной зеркальной камеры.

Ее нужно отбирать по 3 критериям:

  1. Мощность света.
  2. Производитель. Этот пункт особенно важен, т.к. модели китайских производителей не отличаются высоким качеством.
  3. Скорость перезарядки.

При необходимости можно попросить консультанта помощь в выборе.

Карта памяти

Перед тем как приобрести карту памяти, нужно изучить технические особенности фотоаппарата, чтобы понять, какая флэшка подойдет. Лучшими производителями данного аксессуара являются компании

  • Transcend;
  • SanDisk;
  • Kingston.

Хорошая модель не может быть дешевой.

Если в магазине при покупке фототехники продавец предлагает взять бесплатно или со скидкой карту памяти, то это не более чем маркетинговый ход. Хорошая модель не может стоить дешево.

Штатив

Для создания профессиональных фотографий необходим штатив, потому что любое движение камеры размывает снимок.

Штатив необходим для четких фотографий.

Выбирая предмет, нужно обратить внимание на 4 параметра:

  1. Рабочая высота. Это промежуток от земли до фотоаппарата. Лучше, если максимальная высота окажется больше роста человека.
  2. Размер техники и ее вес. Нужно отдавать предпочтение компактным и легким моделям, сделанным из композитных материалов. Такие штативы не сломаются под весом аппаратуры, но при этом легко переносятся.
  3. Аксессуары. Большая часть штативов продается с полным набором дополнительных деталей, однако лучше самостоятельно докупить все необходимое под стиль фотографии.
  4. Чехол.

Лайфхаки при фотографировании на смартфон для чайников:

  1. Изучите инструкцию к смартфону, так вы подготовитесь технически к воплощению задуманного кадра на смартфон
  2. Протирайте камеру смартфона перед каждой фотосессией
  3. Отключите авто вспышку
  4. Снимайте в хорошо освещенных локациях
  5. Не используйте цифровой зум смартфона для получения наивысшего качества
  6. Отключите авто ISO в настройках мобильного телефона при съемке
  7. Включите сетку на экране вашего смартфона для контроля горизонта
  8. Не шевелите смартфоном в момент фотографирования

Также в сообществе фотографов не утихают баталии на тему, что же лучше зеркальный фотоаппарат, беззеракальная камера или смартфон. В этом видео мы провели эксперимент в котором распечатали кадры со смартфона и обнаружили что они уже отлично качества. Поэтому если вы любитель и не занимаетесь фотографией профессионально, а фотографируете свою семью в путешетсвиях, то топовый смартфон и советы из данной статьи позволят вам получать достойные кадры и правильно фотографировать на смартфон.

Другие полезные материалы нашего блога по теме мобильной фотографии:

  • 8 лучших фотобанков для начинающих фотографов
  • Тренды фото в инстаграм 
  • Заработок на микростоках
  • Продажа мобильных фотографий на фотобанках

Переключайтесь на ручной режим

Чем раньше вы начнете по-настоящему контролировать экспозицию, тем раньше перестанете быть человеком, который просто щелкает по кнопкам. Это не всегда легко – вам потребуется узнать многое об измерениях, экспозиции, фокусе и других вещах.

Выход за рамки режима автоматической экспозиции – самый главный шаг для перехода от новичка до мастера. Когда вы начнете контролировать фотографию и научитесь разбираться с нюансами экспозиции, то перевернете работу с ног на голову и сможете предвидеть результат. Вы будете использовать подсветку, создавать креативную экспозицию, а также придумаете множество сценариев, с которыми камера справится самостоятельно.

Отличный промежуточный шаг – научиться контролировать один дополнительный фактор за раз. Начните с понимания ISO, его влияния на снимок и свет, который попадает на сенсор. Затем можно перейти к контролю выдержки и апертуры, также изучив визуальные изменения от них. Работа над выдержкой или апертурой – важный тренировочный шаг на пути к полному ручному контролю экспозиции.

Расфокусировка

Для того, чтобы зрителю было проще расставить акценты по смыслу в фотографии, можно использовать чередование фокуса и расфокуса изображения. Любой предмет, который требует максимум внимания в кадре, должен быть четко виден, а все остальное — размыто. Это может быть портрет, снимок автомобиля, мчащегося по дороге, лошадь в прыжке и многое другое.

Иногда композиция требует обратного эффекта — когда резкость оказывается позади. Особенно выразительно получаются кадры с размытым силуэтом человека, расположенным на фоне красивой улицы или водоема. Фотограф предлагает увидеть зрителю не только то, что видит он сам, через объектив, но и картинку глазами модели съемки.

Видео уроки

«Как использовать полосы освещения в студии, размещённой Light Tec в Далласе, штат Техас. Light Tec предлагает осветительное оборудование и обучение для фотографии».

«Профессиональный взгляд на снимки фотографа Adam Bonilla из Денвера»

«В этом видео показано как с помощью простых шагов сделать крупный план, используя Micro-Nikkor и макро объективы сторонних производителей, а также как сделать масштаб 1:1. Помните, что этот урок для определённой ситуаций (это означает, что мы не объясним вам, как снимать насекомых, портреты или домашних животных при увеличении 1:1). Наслаждайтесь!»

«Terry Watson показывает свою технику задымления фотографии»

«В этом уроке по цифровой фотографии мы рассмотрим быстрый & простой и очень гибкий способ манипуляцией цвета в изображении. Шаг вперёд к профессиональным снимкам при помощи наших уникальных уроков по цифровой фотографии.»

Подробное введение в макро фотографию.

«Урок по фотографии – это изображение было снято для Pentax advert в UKs DSLR User Magazine. Мы также использовали его в нашем курсе Выдержка в цифровой фотографии.»

«Это урок о том, как снимать ночью с помощью лампы. В этом видео я расскажу, как я снимаю звездные пути, как настраивать камеру и осветить объекты на вашей фотографии.»

«Этот урок месяца объяснит разницу между жестким и мягким освещением. Освещение, это основной ингредиент любой фотографии, а видео поможет вам лучше понять это. Наслаждайтесь»

«Используя smick.co.uk 120см восьмиугольный софтбокс Gavin Hoey показывает, как с помощью только одного софтбокса и 400Ws студийной вспышки установленной для освещения студии снять качественные портреты. На реальном примере рассказывается как Gavin использует несколько различных осветительных установок и показано, как получить качественные результаты простым для понимания способом.»

Видео объясняет основные механизмы и методы которые необходимы для знакомства с профессиональным освещением.

«Освещением в фотографии может быть естественный, рассеянный или студийный свет, который включает в себя основное, заполняющее и фоновое освещение. Создавайте тонкие тени и совершенное освещение с полезными советами от фотографа фрилансера в бесплатном видео посвященном цифровой фотографии».

«Тенденция, которая становится все более и более популярной в фотографии, это винтажный/плёночный/ретро стиль. Вы можете увидеть примеры на Urban Outfitters, Nylon Mag, Anthropologie и т.д. Один из главных элементов в этом стиле, это засвечивание».

«Создание более крупной, более сложной студийной осветительной установки, но по-прежнему с использованием простых материалов».

Шаг 5

Аналогичным способом вычисляю размеры отпечатков при плотностях печати равных 600 и 150 , соответственно:

Я могу быстро посчитать размеры отпечатков при указанных плотностях печати, если знаю размеры хотя бы при одной из них. Например, плотности печати 300 dpi и 150 dpi отличаются ровно вдвое. Соответственно, размеры отпечатка (как ширина, так и длина), также, будут отличаться вдвое. Сравните результаты расчётов, приведённых мной выше.

Итак, максимальные размеры отпечатка при плотности печати равной 600 dpi и 150 dpi – 19,5 х 13 см и 78 х 52 см, соответственно. Наиболее близкие форматы: 18х13 см (178х127 мм), А6 (148х105 мм) и 45х30 см (457х305 мм), А2 (594х420 мм), соответственно.

Печать с плотностью равной 150 dpi и ниже может выполняться на широкоформатном принтере (плоттере), в основном, для создания рекламной продукции.

Чтобы не проделывать шаги 1-3, уточните размеры цифрового изображения, создаваемого Вашим фотоаппаратом, на компьютере. Если последним управляет операционная система семейства Windows, то это можно сделать с помощью диалогового окна «Свойства». Покажу порядок действий на примере.

Я подключил камеру к компьютеру USB-проводом, открыл окно, которое отображает содержимое карты памяти, установленной в фотоаппарат, и нажал правой кнопкой мыши на названии любого файла-изображения. В появившемся контекстном меню нажал левой кнопкой мыши на последнем пункте: «Свойства». Появилось отдельное окно с аналогичным заголовком. В нём выбрал вкладку «Подробно» и нашёл в таблице параметр «Размеры» (на рис. 2 его значение отмечено зелёной штриховой рамкой).

Также, размеры выбранного, выделенного, цифрового изображения могут отображаться на панели в нижней части окна (на рис. 2 они выделены красной штриховой рамкой).

В инструкциях и некоторых спецификациях к фотоаппаратам, опубликованных на сайтах производителей, указываются размеры максимального цифрового изображения, которое может быть получено с помощью соответствующей модели камеры. Например, найдите на рис. 1 строчку «Размер изображения (в пикселях)».

В большинстве цифровых камер в разделе меню, посвящённом размерам и качеству создаваемых фотографий, указывается размеры в пикселах получаемого цифрового изображения.

Диагонали

Метод диагоналей – одно из правил композиции в фотографии, живописи и графике. Во время изучения многочисленных фотографий, картин и гравюр фотограф Эдвин Вестхофф (Edwin Westhoff) случайно обнаружил, что детали изображений, на которые обращается больше внимания, лежат на диагонали под углом 45°. Однако в зависимости от пропорций кадра этот угол может меняться.

Фотография с диагональным элементом почти всегда более динамична и сильна, чем такое же фото без него. Если вертикали и горизонтали обычно делят пространство на области, то диагонали его соединяют и непрерывно проводят взгляд зрителя через весь кадр.

Диагонали в кадре может быть две:

  • «быстрая» – с верхнего левого в нижний правый угол;
  • «медленная» – с нижнего левого в верхний правый угол.

С диагоналями связано зрительное восприятие мозга: мы привыкли читать слева направо и сверху вниз, спускаясь по диагонали. Соответственно, объекты, расположенные по диагонали, легче и быстрее воспринимаются зрительным центром.

Психологи считают, что «медленная», восходящая диагональ вызывает умиротворение, в то время как «быстрая», нисходящая – беспокойство и тревогу. Помните об этом при построении композиции.

Важные определения

Для начинающего фотографа очень важно понимать и разбираться в терминологии этой сферы. Разбираясь в основных понятиях, вам будет проще научиться фотографировать и делать действительно профессиональные снимки

Экспозиция кадра

Экспозиция – величина засветки сенсора, чувствительного к световым лучам.

Пример фотографий в зависимости от экспозиции кадра.

От нее зависит качество сделанного снимка:

  1. Если света было добавлено слишком много, то картинка станет переэкспонированной, то есть засвеченной.
  2. Если его мало, то изображение окажется темным.

Экспозиция создается подбором баланса выдержки и диафрагмы, который еще именуется экспопарой. Главная задача фотографа заключается в настройке достаточной светочувствительности в зависимости от пространства.

Расчет выдержки

Экспонирование кадра начинается сразу после открытия затвора. Если в пространстве есть движущиеся объекты съемки, то за время щелчка они успевают переместиться и на фото становятся слегка размытыми.

Параметр измеряется в виде единицы, разделенной на число:

  1. Значение 1/500 указывает на то, что щелчок произойдет через 1/500 секунды. Это достаточно короткая задержка, при которой даже гоночные автомобили получаются четкими.
  2. При увеличении времени до 1/125 секунды идущие люди не станут размытыми, но машины потеряют четкость.
  3. Если затвор откроется через 1/50 секунды, возрастет риск получения плохого снимка из-за дрожания рук фотографа.

Чтобы установить параметр, необходимо воспользоваться режимом приоритета настройки. Он обозначается символами TV и S. Кроме того, он помогает сделать экспокоррекцию.

Съемка с короткой, средней и длинной выдержкой.

Значение диафрагмы

Диафрагма – это центральная часть объектива, отверстие переменного размера. Чем меньше ширина, тем больше ГРИП (глубина резко изображенного пространства). Она обозначается числами из ряда:

  • 1,4;
  • 2;
  • 2,8;
  • 4;
  • 5,6;
  • 8 и т.п.

В дорогих камерах можно выбирать другие промежуточные значения. Высокая глубина нужна для качественных снимков пейзажа, где нужно получить резкий передний и задний план. Для этого выставляют диафрагму 8 мм и больше.

Малая ГРИП нужна для того, чтобы обратить внимание человека на центральный объект фотографии, размыв лишние предметы. Чтобы замылить фон, необходимо установить диафрагму до 2,8 мм

Чтобы управлять объективом, нужно переключить управляющий диск в положение режима приоритета диафрагмы (AV или A). При этом вы выбираете, с какой диафрагмой хотите фотографировать, а все остальные параметры аппарат подбирает сам. В режиме приоритета диафрагмы еще доступна функция коррекции экспозиции.

Чем меньше значение, тем более открытой считается диафрагма.

Диафрагма оказывает обратное влияние на уровень экспозиции – чем больше ее размер, тем темнее получается картинка (зажатый зрачок пропускает меньше света, чем открытый).

Параметры ISO

ISO – это чувствительность матрицы к лучам света. Чем выше данный параметр, тем камера становится восприимчивее к тому, как свет попадает в кадр. Например, для того чтобы сделать качественный снимок при ISO 15, понадобится достаточная освещенность комнаты. Но если поставить ISO 1600, фотоаппарат будет принимать больше света, и темная картинка станет ярче.

Вид фотографии в зависимости от значения ISO.

Сейчас уровень шума на максимальной светочувствительности у зеркальных фотоаппаратов низкий, однако недостаточно хороший.

Выбор режима съемки

В современных камерах предусмотрено 3 варианта съемки:

  1. Ручной режим (М) – можно управлять тремя параметрами: диафрагма, выдержка и светочувствительность.
  2. Приоритет диафрагмы (Av или А) – настраиваются диафрагма и ISO, выдержкой управляет камера.
  3. Преимущество выдержки (Tv или S) – управляем выдержкой и ISO, диафрагма контролируется автоматически.

Типы объективов для зеркальных фотоаппаратов

Для зеркальных фотоаппаратов существует 2 основных типа объективов, это фиксированные объективы (часто называют фиксы) и объективы с зумом.

Фиксированные объективы имеют только одно возможное фокусное расстояние, например самое распространенное 50мм, что кстати приблизительно соответствует нормальному человеческому зрению. Но вообще сегодня можно подобрать и купить фиксированный объектив с практически любым фокусным расстоянием.

Также существуют и более универсальные ЗУМ объективы, которые чаще используются в том случае, если вы не являетесь большим профессионалом и не хотите покупать и носить с собой кучу дорогих фиксированных объективов.

Как пример, существует объектив 24мм-70мм. И вы соответственно сможете изменить фокусное расстояние для съемки на нужное вам, в этом диапазоне просто покрутив кольцо расположенное на этом объективе. Но тут опять же придется немного пожертвовать качеством фотографий, хотя для непрофессионала это не так принципиально, а возможно даже и незаметно. А если вы хотите детальнее разобраться в типах и видах объективов для зеркальных камер, то читайте отдельную статью.

Стоит ли учиться фотографии?

А на этом мы будем заканчивать наш рассказ, надеюсь, вы поняли как много факторов надо учесть и сколько настроек выставить на зеркальном фотоаппарате для получения технически «идеального» снимка.

И это только самые основы фотографии как настоящего искусства и возможности зарабатывать большие деньги фотосъемкой. Естественно мы со временем поможем вам научиться искусству фотографии и большему количеству специальных технических приемов на нашем портале, но и вам надо развиваться, постоянно практиковаться и пробовать новые все более сложные приемы съемки, если вы хотите делать действительно качественные фотоснимки.

А сейчас, если вам срочно требуются качественные и недорогие фотографии для своих сайтов и бизнеса, но вы еще не освоили работу с цифровым фотоаппаратом на нужном уровне. То могу порекомендовать отличный фотосток, один из самых больших и качественных в мире, где уже находятся миллионы качественных фото, которым я и сам пользуюсь, когда у меня нет времени и желания идти и делать фотографии для моих статей самостоятельно.

Хотя у меня и есть свой штатный фотограф и отдельно фотоаппарат, но как показывает практика, реально проще и дешевле покупать очень качественные фотографии у десятков профессионалов, которые потратили годы на их создание за копейки и не экономить на этом деньги, зато экономить кучу времени.

А фотографией если вы не решили стать профессионалом или у вас пока нет на это времени можно заниматься и просто для души, или действительно сосредоточиться и уделить саморазвитию в области фотоискусства много времени и начать зарабатывать именно на фотографии и на известных международных фотостоках серьезные деньги.

И далее мы уже буем писать статьи и по обучению основам искусства фотографии, например о том, как правильно фотографировать животных, и по заработку на фотостоках, а если вы бизнесмен и нуждаетесь в качественных фотографиях уже сегодня то мы для вас подготовили и замечательную серию статей о том где искать недорогие но качественные картинки и фотографии для своих сайтов.

Курсы по основам фотографии

До того как выбрать конкретное направление фотографии, рекомендуем изучить основы профессии. Онлайн-курсы предлагают обучение разным жанрам, чтобы подготовить специалиста широкого профиля. После такого курса можно углубиться в одно из направлений или быть универсальным фотографом.На уроках студенты изучают: работу с техникой, съемку разного формата, композицию и свет, ретушь и цветокоррекцию, обработку и подачу материала.

ПрофессияФотограф от Skillbox

Учиться можно в удобном для себя темпе, совмещая курс с работой. За первые полгода учебы можно заплатить позже. Студентов ждут лекции, практика, воркшопы, съемки. В портфолио будут снимки разных жанров. И диплом поможет найти работу.


Официальная страница курса

225 000 руб. Скидка для первых 20 студентов -40%. Рассрочка на 3 года по 4 355 руб./мес. Первый платеж через 6 месяцев.

1 год. 5 онлайн-курсов (на выбор). 72 модуля. 360 видеоуроков. От 3 до 5 часов в неделю на обучение.

В чате Telegram можно задавать вопросы куратору. Преподаватель проверит домашние работы и даст фидбек по каждой.

Практические задания с проверкой после каждой темы + съемки с заказчиком. По итогам 30 фотографий в портфолио.

Диплом Skillbox после успешной сдачи дипломного проекта.

Примеры работ преподавателей

  • Работа преподавателя курса
  • Работа преподавателя курса

Фотографияс нуля от Skillbox

Обучение основам с нуля (на практике). Курс подходит тем, кто никогда не фотографировал. Доступ к лекциям остается навсегда. Автор курса — Катя Туркина, фотограф Vogue, Elle, L’Officiel.


Официальная страница курса

67 000 руб. Рассрочка на 12 месяцев по 3 908 руб./мес. Скидка −30% для первых20 студентов.

8 месяцев. 2 модуля, 32 темы. 160 видеоуроков. От 3 до 5 часов в неделю на теорию и практику.

Преподаватель проверяет домашние задания и дает фидбек. Куратор поможет с вопросами по курсу в telegram-чате.

В конце в портфолио будет серия снимков в разных стилях. Домашку можно делать в удобном для себя темпе.

Диплом Skillbox с указанным количеством модулей.

  • Автор Катя Туркина
  • Автор Катя Туркина

«Time Blending»от Фотошоп-мастер

Обучение новой технике съемки — Time Blending (композитная фотография). Фотографируйте пейзажи, городские ландшафты, архитектуру и панорамы по-новому. Это 2 часа freeze съемки и столько же времени обработки.

Официальная страница курса

5 490 руб. Потраченные деньги можно вернуть в течение 15 дней.

3 недели. 8 тематических модулей. 2 часа 30 минут видеоуроков.

Куратор проверяет практические работы, и даст ответы на вопросы по съемке и обработке.

Нужно составлять композиции с фотографий автора. Практика на 4 локациях.

Именной сертификат.

Vk.com.

  • Автор Вадим Щербаков
  • Автор Вадим Щербаков

Основы фотографииот Profile Virtual School

Онлайн-курс в гибридном формате. Студенты получат неограниченный доступ к записанным урокам, а на вебинарах преподаватель проверяет домашние работы. Вопросы можно задавать в прямом эфире. После вебинара еще будет время для неформального общения.

Официальная страница курса

9 500 руб. Только одним платежом. Забронировав место на курсе, оплатить можно после первого занятия.

8 недель. 16 занятий по Вт и Пт. 8 видеоуроков и 8 онлайн вебинаров. Одно занятие длится 2 часа.

Это гибридный курс с упором на качественную обратную связь и интерактивную работу студентов.

Домашнее задание после каждого урока. Всего 15 домашек. Дипломного проекта нет.

Студенты, набравшие итоговый балл — 75% и выше, получат сертификат по почте.

, Vk.com, на оф. странице курса.

Примеры работ студентов

  • Автор Екатерина Фролова
  • Автор Каролина Король
  • Автор Павел Песок

Рекламнаяфотография от Skillbox

Лучше всего платят за рекламную фотографию. Обучитесь предметной и коммерческой съемке в удобном для себя темпе. На курсе много практики, а в конце защита дипломного проекта. Партнер курса — Eight Agency, ведуще агентство рекламных фото в РФ.


Официальная страница курса

Что такое «затвор»?

Затвóр – устройство, которое регулирует поток света, попадающий на светочувствительный материал, фиксирующий изображение. Обычно находится в теле фотоаппарата. Светочувствительные материалы устроены таким образом, что, чем дольше их подвергать воздействию света, тем светлее получится изображение.

По законам природы изменение времени прохождения света через затвор и количество света, прошедшего через затвор, связаны прямо пропорционально. Другими словами, изменение времени прохождения света через затвор в 2 раза, изменит количество света, прошедшего через затвор, в 2 раза. С понятием «затвор» связано понятие «выдержка».

Выдержка – это интервал времени, в течение которого свет воздействует на участок светочувствительного материала, фиксирующего изображение. Или время, пока открыт затвор. Выдержка измеряется в секундах. Современные светочувствительные материалы в сравнении с теми, которые применялись при возникновении фотографии, в 1840-ых годах, требуют значительно меньшего времени для фиксирования снимаемой сцены: 1/8 секунды, 1/250 секунды, 1/1000 секунды и др.

Из вышесказанного следует, что, чем короче выдержка, тем меньшее количество света попадёт на светочувствительный материал. Примером служит последовательность кадров на рисунках 3-а – 3-д:

Какая выдержка короче: 1/125 секунды или 1/500 секунды? Ответьте на этот вопрос самостоятельно. В качестве способа для запоминания вообразите разделение двух одинаковых апельсинов на 2 и на 4 части, соответственно, и ответьте на вопрос: «Долька какого апельсина будет меньше по размеру?» Количество долек соответствует знаменателю в выдержке-числе, размер долек – выдержке.

В некоторых фотоаппаратах для коротких выдержек (меньше 1 секунды) числитель не указывается, и выдержка описывается знаменателем: «8000» вместо «1/8000», «125» вместо «1/125», «60» вместо «1/60», но «1»» означает «1 секунда».

Числа, задающие выдержку, как и в случае со значениями диафрагмы, выбраны не случайно. Если установить постоянным (зафиксировать) значение диафрагмы, а менять выдержку, то количество света, которое попадёт на светочувствительный материал, будет отличаться в два раза на соседних выдержках.

Пример

Я выбрал сюжет съёмки. Далее установил значение диафрагмы равным 5,6 и выдержку равной 1/125 секунды, сделал кадр. Затем изменил выдержку вдвое – установил равной 1/250 секунды и снова сделал кадр. Какой из двух снимков будет светлее? Первый. Почему? Потому что, за 1/125 секунды на светочувствительный материал попадает в 2 раза больше света, чем при выдержке равной 1/250 секунды, при этом все остальные условия съёмки оставались неизменными.

Таким образом, количество света, попадающее на светочувствительный материал можно регулировать как диафрагмой, так и выдержкой.

Для чего это нужно? Чтобы реализовать художественные эффекты. О них самих и о способах их реализации пойдёт речь в следующих частях.

Правила композиции

С базовыми настройками мы разобрались. Все что было описано выше касается света. Точнее настроек по количеству попадаемого света на матрицу. Свет – это главное в фотографии

Но после света по значению важности идет композиция. Давайте рассмотрим основные правила композиции

Очень редко, снимки сделанные с пренебрежением правил композиции, бывают приятными по восприятию. Почему? Давайте рассмотрим что такое композиция.

Композиция при переводе с латинского, означает составление целого из частей. Если применить к фотографии или живописи, то композиция отвечает за целостность восприятия кадра и объединяет объекты в кадре в единое целое

Обратите внимание, что во многих графических редакторах при кадрировании появляется сетка из вертикальных и горизонтальных линий

Это специально придумано. За основу было взято правило золотого сечения, придуманное еще Леонардо да Винчи. Если размещать ключевые элементы кадра на месте пересечения этих линий, то композиция кадра получается более удачной и приятной для восприятия.

Не забываем также про правило равновесия и симметрии, ведущие линии, диагональные линии (для передачи перспективы) и ритмы. Это все части композиции, которые делают кадр более интересным и наполненным смыслом.

Формат кадра

Одним из базовых приемов композиции является формат кадра. И сейчас это не про RAW и JPEG, а про соотношение сторон снимка, его высоту и ширину. Ориентация кадра может быть горизонтальной, вертикальной и квадратной.  

Горизонтальный формат.
Поскольку глаза у человека расположены горизонтально, мы видим мир именно в горизонтальном формате. Он нам привычнее и комфортнее. Этот формат еще часто называют пейзажным, так как просторы и панорамы мы обычно фотографируем именно горизонтально. Также горизонтальный формат повсеместно используется на проекторах и телевизорах.

Фотограф Евгений Тимашев снял одно и то же место как в горизонтальном, так и в вертикальном формате.

Вертикальный формат более динамичный и претенциозный. Он заставляет зрителя отказаться от привычного созерцания и просканировать изображение сверху вниз. Этот формат еще называют портретным, так как он часто используется для съемки людей, позволяя рассмотреть черты лица и фигуры

Но также его применяют для съемки архитектуры и пейзажа, чтобы акцентировать внимание на одном объекте по отношению к окружению. С появлением камер в мобильных телефонах этот формат приобрел огромную популярность, настолько, что уже некоторые фильмы специально монтируют под вертикальный формат! 

Евгений Тимашев: «При помощи телеобъектива все внимание зрителя переведено на небольшой кусочек этого вида со сказочным водопадом в центре кадра, горными вершинами со свежим снегом и волшебным лесом. Эта фотография заняла призовое место на одном из фотоконкурсов, в то время, как классический вид едва ли попал бы даже в лонг-лист из-за своей банальности»

Квадратный формат – завоевавший свою популярность благодаря Instagram, этот формат очень стабилен и уравновешен. Взгляд зрителя при таком формате двигается не из стороны в сторону, а по кругу, рассматривая все детали объекта. Правильная форма этого формата позволяет создавать абстрактные симметричные композиции.

Фотограф Евгений Тимашев, кадрирование наше.

Какой формат использовать?

Обычно если в кадре превалируют горизонтальные объекты, советуют выбирать горизонтальную ориентацию кадра, а если вертикальные, то, соответственно, вертикальную. Если же объект имеет правильную форму, выбирайте квадратный формат.

Однако это не всегда так. И доказательство этому – призеры пейзажного фотоконкурса The International Landscape Photographer of the Year 2019.

Резюмируем

Контраст — это разница по яркости точек на фотографии, позволяющая отличать модель от фона (или детали на поверхности предметов на изображении). Высокий контраст позволяет проще найти композиционный центр на фотографии и понять идею, которая была положена в основу снимка.

Высокий контраст можно обеспечить, подобрав сочетание МОДЕЛЬ-ФОН (яркий костюм модели + тёмный фон / тёмный костюм модели + яркий фон).

Максимальный контраст фотографируемой сцены можно обеспечить, правильно настроив экспозицию фотоаппарата, чтобы матрица фотокамеры смогла запечатлеть весь диапазон яркостей, присутствующих на месте съёмки.

Проверку контраста проще всего осуществлять по гистограмме — чем шире диапазон яркостей на гистограмме, тем больше контраст.

Во время пост-обработки обращайте внимание на гистограмму — если замечаете, что контраст сильно уменьшился, оцените изображение ДО/ПОСЛЕ — возможно, в погоне за необычным фото-эффектом Вы потеряли общий контраст фотографии. Если это не входило в Вашу задумку, постарайтесь вернуть общий контраст, сохранив фото-эффект

Равновесие и дисбаланс в кадре

Равновесие (или баланс) в фотографии ощущается тогда, когда все включенные в кадр элементы сбалансированы между собой. Зрительное равновесие достигается соответствующим распределением тональных пятен, предметов и фигур в рамке кадра.

Простейшим примером композиционного равновесия является симметрия, причем визуальное равновесие по горизонтали (то есть справа и слева) гораздо сильнее для восприятия, чем по вертикали (то есть сверху и снизу). Однако для этого закона композиции важно не буквальное равновесие разных частей кадра, а их визуальный вес, то есть количество внимания, которое зритель уделяет тому или иному элементу изображения. Используйте равновесие как прием композиции, если вы хотите передать чувство спокойствия и гармонии

Однако если вы снимаете сюжет, в котором хочется показать напряженность момента, волнение за героя, то, наоборот, лучше пошатнуть равновесие в кадре, оставить бездну за спиной скалолаза или под ногами канатоходца

Используйте равновесие как прием композиции, если вы хотите передать чувство спокойствия и гармонии. Однако если вы снимаете сюжет, в котором хочется показать напряженность момента, волнение за героя, то, наоборот, лучше пошатнуть равновесие в кадре, оставить бездну за спиной скалолаза или под ногами канатоходца.

Равновесие и дисбаланс в кадре помогают нам играть чувствами и эмоциями зрителя. Поэтому практикуйтесь побольше, чтобы развить чувство визуальной весомости предметов и тональных пятен, а также, научиться распределять этот вес по всему кадру.

Правило третей

Популярное композиционное правило “Закон третей” предполагает деление кадра на шесть равномерно распределенных линий, три из которых горизонтальные, а три вертикальные. Именно этот закон говорит нам о том, что не стоит пытаться разместить фотографируемые объект точно в центре — это собьет зрителя с толку, ведь он не поймет, какая половина снимка является главной. Точки, которые образуются на пересечении линий — это узлы внимания

Именно на них стоит размещать предметы и людей, акцентируя на них внимание. Также для этой цели можно использовать сами линии, точнее выбрать одну из них

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector