Как быстро читать: все техники, методики и упражнения по скорочтению
Содержание:
- Преимущества быстрого чтения
- Скорочтение – что это
- Откуда берутся проблемы с чтением?
- Как научиться технике скорочтения в домашних условиях?
- Зачем мне понадобилось скорочтение
- Разминка «2–3–5»
- Виды скорочтения
- Как проходить курс?
- Уроки скорочтения
- Урок 1. Тренировка внимания при чтении
- Урок 2. Подавление артикуляции
- Урок 3. Тренировка зрительных навыков при чтении
- Урок 4. Скорочтение и управление информацией
- Урок 5. Скорочтение и развитие памяти
- Книги по скорочтению
- Таблицы Шульте
- Примеры скорочтения: истории людей, кейсы, рекорды
- Дополнительные материалы по скорочтению
- Зачем читать быстро?
- Что мешает нам быстро читать
- Несколько упражнений на технику и скорость.
- Дополнительные материалы
- Обучение скорочтению онлайн
- Что такое скорочтение и кому оно нужно?
- Что значит «читать быстро»?
- Онлайн-школы
Преимущества быстрого чтения
Исследования мозга дали нам ценную информацию: он может “додумывать” без осознания, “дорисовывать” без целой картинки. Но многие об этом и понятия не имеют. Мы пытаемся улучшить память и работу мозга, хотя изначально не знаем, на что действительно он способен.
А знаете ли вы, что без гласных букв в строке вы поймете, о чем идет речь? А догадывались ли вы, что при закрытии третьей части текста вертикально вы тоже полностью поймете его смысл? Обучение технике скорочтения основывается на этих, казалось бы, мелочах. Но при “поглощении” больших объемов информации скорочтение очень экономит время.
Скорее всего, среди ваших знакомых есть человек, которому для прочтения книги требуется максимум 1 день, тогда как вам потребуется около 5 дней. Да и заставить себя прочитать книгу иногда ой как трудно! Быстро читающих людей не много, но они используют этот навык себе на пользу для развития мышления и успехов на работе. Кто откажется от успешности и экономии времени?!
Наблюдая за быстро читающими людьми, вы, возможно, заметили, как они буквально через несколько секунд перелистывают страницы. Неужели они ничего не запоминают и не видят? Все они видят, но при таком чтении их мозг усиленно работает по заранее отработанной схеме, человек знает:
- какую информацию он ищет;
- как она ему пригодится в жизни;
- какими другими способами он может получить подобную информацию.
Все эти хитрости помогают справиться с задачей получения информации как можно быстрее и эффективнее.
Скорочтение – что это
Целью скорочтения является вычленение важной информации, ее систематизация, классификация и запоминание. Быстрое чтение незаменимо в процессе учебы и работы с большими объемами текста
Основоположником скорочтения является французский офтальмолог Эмиль Жаваль. В конце XIX века он исследовал движения глаз во время чтения. Ему удалось выяснить, что поле зрения человека шире, чем люди привыкли считать, и часть поля не задействована в чтении. Так появились первые упражнения на развитие скорочтения.
Однако многие люди использовали техники скорочтения интуитивно задолго до официального изобретения метода. К ним относятся, например, Александр Пушкин, Оноре де Бальзак, Николай Чернышевский, Карл Маркс. Не исключено, что выдающихся успехов они достигли в том числе благодаря умению быстро читать.
Откуда берутся проблемы с чтением?
Часто родители, желая научить ребёнка читать, приступают к этой задаче не с той стороны и сначала знакомят его с алфавитом — то есть с названиями букв, а не звуков. Потом ребёнок мучительно пытается слить буквы в слоги, каждый раз утверждаюсь во мнении, что чтение — это сложно и «не для него».
Красочные азбуки тоже оказывают медвежью услугу — зрительная память прочно соединяет «А» с аистом, а «Я» с яблоком. Вместо букв, ребёнок видит в тексте образы и ему сложно понять, почему в итоге должно получиться другое слово.
В результате ребёнок читает тяжело и медленно и плохо понимает прочитанное. Постепенно завязывается клубок школьной неуспеваемости и нелюбви к учёбе.
Хорошая новость — ребёнку можно помочь!
Как научиться технике скорочтения в домашних условиях?
1. Определить скорость чтения
Для этого можете перейти на сайт: ⠀ http://fastread.ru/test/Либо вы можете посчитать самостоятельно, для этого надо будет узнать сколько слов и строчек в книге. Конечно, не точное количество, а примерное. Так как это будет слишком долго.
- Подсчитайте число слов в пяти строках;
- Разделите полученное число на пять, это будет среднее количество слов в одной строке;
- Теперь посчитайте, сколько строк на пяти страницах;
- Разделите полученное число на пять, это среднее количество строк в одной странице;
- Полученное число округлите до целого, если это необходимо;
- Результаты двух подсчетов умножьте между собой, вы получите число слов, которые помещаются на странице;
- Поставьте таймер на 1 минуту и прочитайте текст.
2. Ориентир и скорость.
Чтобы сэкономить время при чтении, как уже говорилось, надо уменьшить возвраты по тексту, остановки взгляда. Для этого необходимо выбрать инструмент, который поможет отследить ваш фокус. В качестве такого инструмента можете выбрать ручку, карандаш или просто палец.
Техника. На выполнение вам понадобится 2 минуты.
Теперь начните тренироваться с выбранным предметом
Водите его под строкой, которую сейчас читаете, и постарайтесь уделить все свое внимание на то место, где на данный момент находится кончик вашего предмета
Этот инструмент поможет вам регулировать темп. Так как вам надо не отставать от него, не возвращаться к прочитанному ранее тексту, не останавливаться. В это время вы не должны заботиться о том, что не можете понять смысл текста, это нормально, потому что вы только учитесь скорочтению.
Вы можете читать каждую строку для начала за 2 секунды, потом уменьшать это время с каждой страницей. ⠀
При использовании этого метода, если вы возьмете ручку или карандаш, может показаться, что зрение постоянно опережает карандаш, это заставляет чувствовать, что читаете быстрее. И если удалить объект, отслеживающий фокус, то зрение начинает фокусироваться на всей странице, скорость теряется и начинает плавать по всему листу. ⠀
Скорость. Уделите 3 минуты для этого.
Повторяйте предыдущую технику, но теперь на каждую строку старайтесь выделить по половине секунды
Вы вообще не будете ничего понимать из прочитанного, но, как уже говорили, пока это не важно. На данном этапе вы тренируйте свое восприятие, а эти упражнения помогают вам быстрее адаптироваться к системе
С такой скорость читайте 3 минуты. Все внимание отведите на кончик выбранного предмета и думайте о том, как увеличить свою скорость еще больше. ⠀
Наверное, самое трудное, что вас ожидает в данном упражнение – это умение не уменьшать скорость самого карандаша или ручки. В подсознательном уровне вы все равно будете стараться понять смысл текста, так как это вошло уже в привычку. Ваши мысли будут цепляться за слова и стремиться перечитать все, от этого начинаете замедлять предмет фокуса. Сохранить концентрацию и внимательность, тоже сложно, мысли как будто улетают от вас.
3. Область восприятия.
Поговорим о периферическом зрении. О нем уже упоминали. Наверняка замечали то, что если смотреть в центр, например, экрана ноутбука, то можно видеть и его края. С текстом то же самое: вы читаете одно слово, но видите окружающие его другие слова. Это происходит за счет такого вида зрения. И скорость чтения также зависит от него, чем больше видите слов вокруг, тем быстрее вы читаете. Это называется областью восприятия, ее можно и нужно расширять.
Если вы новичок в этом деле, то будьте готовы к тому, что тратить свое периферическое зрение не совсем по назначению. Вы будете пробегать глазами практически по всем буквам слов, от первого до последнего. Таким образом, вы будете тратить время на пустые поля.А тот, который уже занимался своей областью восприятия, при чтении будет выбирать для фокусировки только 2-3 слова из предложения, а остальное просто увидит.
Чтобы понять, хорошо ли у вас развита область восприятия и периферическое зрение, прочитайте это предложение: Как-то раз студенты наслаждались чтением четыре часа подряд.Если вы пробежались глазами и прочитали только два слова «студенты» и «чтение», то сэкономили много времени. Вы отлично владеете своим восприятием.
Зачем мне понадобилось скорочтение
Однажды я услышала любопытное утверждение о работе мозга. Якобы если вы часто отвлекаетесь во время чтения на посторонние мысли, значит, вы читаете медленнее, чем можете. Мозгу становится скучно, и он пытается параллельно заниматься другими задачами. Не знаю, насколько это утверждение правдиво, но оно показалось интересным. Я как раз в последнее время часто забываюсь во время чтения. А потом нахожу себя в конце страницы без капли знаний в голове.
Из-за рассеянности уже три месяца тянула книгу на 500 страниц. Так что решила, что время пришло. Я достала из закромов десятидневный авторский курс скорочтения блогера Оли Килиной, который получила в 2019 году и которым, конечно, так и не воспользовалась. Но теперь я захотела проверить, действительно ли можно научиться читать быстрее всего за десять дней.
К тому же говорят, что скорочтение помогает не только читать больше книг. Оно полезно для обучения, когда, например, нужно пройти учебник за короткий срок. И в работе, если требуется читать много документов. Скорочтение помогает подготовиться к публичному выступлению, вспомнить забытый материал.
Разминка «2–3–5»
Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.
Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.
Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.
На последнем этапе упражнения по обучению скорочтению вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.
Виды скорочтения
Скорочтение делится на несколько типов. Они используют разные методы и преследуют разные цели.
Аналитическое
Самый сложный и медленный тип скорочтения. Используется для усвоения незнакомой информации. Для таких знаний в нашем мозге еще нет готовой структуры, ее нужно будет создавать с нуля в процессе чтения. Средняя скорость – 3 000 знаков в минуту.
Ознакомительное
Более простой вариант. В отличие от предыдущего типа здесь уже есть структура для систематизации знаний, нужно лишь заполнить ее новой информацией. Например, когда вы узнаете что-то новое в той области, с которой уже знакомы. Скорость примерно 4 800 знаков в минуту.
Поисковое
Самый быстрый тип скорочтения. Скорость может достигать 15 000 знаков в минуту. Используется для поиска в тексте нужной информации.
Как проходить курс?
Курс предполагает ежедневные занятия дома или на работе по 20-40 минут (можно заниматься реже, но тогда эффект будет меньше). При таком режиме занятий вы получите результаты уже через пару недель, а если будете заниматься 2-3 месяца, то сможете ощутимо увеличить скорость и качество чтения.
Курс, как вы уже знаете, состоит из пяти этапов, каждый из которых предполагает освоение определенных навыков, помогающих читать быстро
Для овладения каждым навыком важно больше практиковаться – читать книги, статьи газеты, журналы, учебники, уделяя этому не менее 30 минут в день дополнительно
Для начала посмотрите все уроки, попробуйте выполнить упражнения. Если какой-то навык вам дается быстро, не останавливайтесь долго на данном уроке
Например, многие люди не испытывают проблем с вниманием при чтении и способны сразу перейти к Уроку 2. Уделяйте больше времени тем урокам и упражнениям, которые кажутся вам полезными или вызывают у вас затруднения
Необязательно проходить упражнения в такой последовательности, которая указана в уроках, главное достичь поставленной цели для каждой части. И самое главное – освоив каждый навык в отдельности, учитесь использовать их в комплексе, чтобы сформировать устойчивую привычку читать не только быстро, но и правильно.
Уроки скорочтения
Программа данного курса состоит из нескольких уроков по развитию ключевых навыков для развития способности быстрого чтения, которые вы сможете усвоить самостоятельно за несколько недель. Методика наших занятий подходит как для детей, так и для взрослых, и содержит многочисленные техники и упражнения для того, чтобы научиться читать быстрее.
Урок 1. Тренировка внимания при чтении
Невнимательность при чтении может быть выражена в том, что когда вы читаете, вам приходится возвращаться к предыдущему предложению, т.к. вы его механически прочитали, но не вникли в смысл. Чем чаще вы возвращаетесь, тем ниже ваша скорость
Потому первым шагом к увеличению скорости чтения является работа с вниманием и концентрацией при чтении. В этом уроке мы расскажем, что нужно делать, чтобы лучше сосредотачиваться на тексте
Урок 2. Подавление артикуляции
Артикуляция – проговаривание текста – является значительным элементом чтения. Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление, позволяет совершенствовать речь, понимать, как звучат слова. Но она сильно замедляет чтение и в меньшей степени помогает быстро понять смысл прочитанного. Для чтения информационного материала она является помехой, и в уроке мы расскажем, как эту помеху устранить.
Урок 3. Тренировка зрительных навыков при чтении
После подавления артикуляции можно начинать работать над зрительными навыками, помогающими лучше воспринимать информацию. Основной акцент в скорочтении делается именно на них. Если вы хотите читать быстрее, вы должны уметь видеть больший объем текста, читать его не построчно слева направо, а весь целиком, по диагонали сверху вниз. Из данного урока вы узнаете, как этому научиться.
Урок 4. Скорочтение и управление информацией
Даже если вы имеете определенные успехи с подавлением артикуляции и чтением «сверху вниз», мы можете столкнуться с серьезной проблемой плохого усвоения прочитанной информации. В этом уроке представлены способы, а также специальные техники и упражнения для управления информацией при скорочтении. Они позволят вам читать быстрее и при этом не терять эффективность.
Урок 5. Скорочтение и развитие памяти
Работа с памятью является последним и очень значимым элементом для освоения навыка скорочтения
Какой смысл быстро читать, если при этом вы не помните ничего из того, что узнали? Скорочтение только тогда будет действительно полезным, когда вы научитесь запоминать то, что вам интересно и/или важно. В заключительном уроке вы познакомитесь с методами, позволяющими лучше усваивать прочитанное
Кроме того, в курсе представлены вспомогательные инструменты по быстрому чтению, которые позволят вам лучше вникнуть в тему, уточнить непонятные моменты, восполнить пробелы в знаниях и продолжить заниматься, если тема скорочтения заинтересует вас не на шутку:
Книги по скорочтению
Что почитать, чтобы научиться быстро читать? Сегодня существует множество книг. Большая часть из них содержит одну и ту же информацию, но мы все же постарались найти те, в которых информация не повторяется или повторяется минимально – труды Тони Бьюзена, Джозефа Беннета, Павла Палагина и других авторов. Эта литература послужит вам достойным помощником в улучшении навыка быстрого чтения.
Таблицы Шульте
Для тренировки навыка быстрого чтения многие специалисты рекомендуют выполнять специальные упражнения с таблицами Шульте. Методика выполнения этих упражнений направлена на улучшение периферийного зрения, увеличение количества видимого текста и, следовательно, на ускорение чтения. В данном разделе вы найдете подробное описание методики упражнений с таблицами Шульте.
Примеры скорочтения: истории людей, кейсы, рекорды
Здесь вы познакомитесь с примерами людей, обладающих навыком скорочтения. Большинство из них не заканчивали специальных школ или центров по быстрому чтению, не проходили никаких программ и тренингов, однако все же научились быстро читать. Их всех объединяет именно любовь к чтению и желание знать больше. Возможно, реальные примеры вдохновят вас на поистине впечатляющие свершения.
Дополнительные материалы по скорочтению
Наш курс освещает лишь основную информацию по теме, и весь объем полезного материала в него просто не поместится. Это значит, что в любом случае вам придется обращаться к вспомогательным материалам. Чтобы облегчить вам задачу, мы сами сделали небольшую подборку таковых, и в нее вошли подходящие, на наш взгляд, программы и статьи. Уверены, они существенно расширят и углубят ваши знания.
Теперь же мы хотим проинструктировать вас на тему того, как правильно проходить курс. В нем нет ничего сложного, но обсудить некоторые нюансы лишним не будет.
Зачем читать быстро?
«Странный вопрос», – подумает кто-то. Мы, вроде как, с того и начали, что осознали преимущества скорочтения и решили его освоить. Совершенно верно, однако быстрое чтение решает не только ваши задачи, связанные с освоением информации. Оно открывает вам путь к научной карьере, карьере журналиста и обозревателя, политолога, социолога и литературного критика, а также ко многим другим сферам деятельности, где быстрое чтение – это залог своевременного выполнения работы, и никак иначе.
Кроме того, скорочтение повышает качество работы с материалом. Читая быстро, вы обучаетесь вычленять суть, чтобы не тратить время впустую на малозначимые подробности
Этот навык весьма пригодится в бизнесе, маркетинге, PR-технологиях, где объем входящих предложений стремится к бесконечности, и вовремя отсеять ненужное ничуть не менее важно, чем не пропустить значимое
Итак, давайте теперь подытожим всю пользу, которую приносит нам скорочтение:
Воспринимаем и понимаем больше информации за единицу времени.
Умеем отсортировывать важное и неважное, системообразующее и второстепенное.
Всегда помним основную суть прочитанного текста, даже если где-то упустили детали.
Способны обрабатывать любые массивы входящей информации, не уставая и не снижая качество восприятия.
Обучаемся концентрировать внимание, что полезно для многих видов занятий, а не только для чтения.
Обучаемся не отвлекаться, что тоже полезно для многих видов деятельности.
Экономим свое время, которым можем распорядиться с большей пользой, нежели многократное чтение одного и того же материала с целью что-то запомнить.
Обретаем конкурентное преимущество во всех сферах деятельности, так или иначе связанных с обработкой информации (наука, журналистика, бизнес, прочее).
Становимся более знающими и эрудированными людьми, способными подержать любой разговор, что повышает наше конкурентное преимущество не только в работе, но и в личной жизни.
К слову, исследования, проведенные в свое время в Харьковском педагогическом институте, убедительно доказали, что между быстротой чтения и успеваемостью наблюдается причинно-следственная связь. Если среди быстро читающих 53% учатся на «хорошо» и «отлично», то среди читающих медленно хорошей успеваемостью отличается лишь 4% учащихся .
Итак, вы разобрались, зачем и для чего вам нужно скорочтение. И, как хорошие родители, наверняка уже задумались, как приобщить к этому полезному занятию своих детей. Если ваши дети относятся к обучению хоть сколько-то сознательно и обладают известной долей любознательности и тяги ко всему новому, можем посоветовать книгу «77 упражнений для увеличения скорости чтения» . Эту работу про скорочтение скачать можно бесплатно.
Если же пока что за вашими детьми нужен глаз да глаз, а заниматься самостоятельно им даже не приходит в голову, вас выручит методика развития скорочтения Ахмадулина, описанная в книге «Скорочтение для детей 6-9 лет. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» . Сначала с книгой нужно ознакомиться вам, чтобы подготовить все необходимое для занятий с ребенком. И только после этого можно привлекать к занятиям свое чадо.
Будем честны: не все отзывы на эту книгу исключительно положительные и не все дети достигли каких-то мегарезультатов по увеличению скорости чтения. Однако большинство родителей утверждает, что у детей однозначно вырос интерес собственно к процессу чтения, а это уже залог будущего успеха. Да и факт, что ее рекомендуют 96% прочитавших, уже говорит сам за себя .
В принципе, скорочтение для детей – это всегда полезная тренировка, даже если с ходу не будет каких-то впечатляющих результатов. Вы всегда можете провести ее в формате игры и сами вместе с ребенком выполнить упражнения из книги. Это объединяет, укрепляет атмосферу доверия в семье, что гораздо важнее, чем собственно скорость чтения для ребенка прямо сейчас.
И еще раз напоминаем, что мы вас ждем на курсе «Скорочтение» и программе «Быстрое чтение», и о том, что сейчас самое время остановить секундомер или любой другой часовой прибор, по которому вы засекали время чтения этой статьи. Теперь пришла пора опробовать на практике одну из рекомендованных методик развития навыков скорочтения (а именно методику обратного чтения) и снова засечь время, за которое вы прочтете эту статью в обратном порядке. Эти данные вам понадобятся для ответа на вопрос по теме статьи.
Мы желаем вам исключительно интересного и познавательного чтения, и не забудьте записать точное время, за которое вы прочитали эту статью!
Что мешает нам быстро читать
Чтобы понять, как читать быстро, нужно разобраться, как вообще происходит этот процесс. Что мы делаем во время чтения? Следим глазами за текстом, но не линейно, а скачками — фиксируемся на одной группе слов, затем переходим к следующей, а иногда останавливаемся на осмысление или отходим назад. Такие движения (их называют саккады) занимают считанные доли секунды, но они происходят непрерывно, поэтому в целом замедляют чтение.
На устранении этих «скачков» основана одна из техник скорочтения. Специалисты советуют непрерывно отслеживать, куда направлен взгляд, и тренировать навык линейного движения — слово за словом, без забеганий вперед и возвратов назад.
У ребенка такой подход сначала снизит скорость чтения еще больше, но постепенно выработается привычка, и он сможет охватывать взглядом два-три слова сразу. Этот способ не сделает его рекордсменом, но поможет читать быстрее и лучше запоминать информацию.
Помимо привычки двигаться по тексту скачками, есть еще несколько факторов, которые влияют на скорость чтения:
- Ограниченное поле зрения — наши глаза устроены так, что вмещают в поле центрально зрения всего 5-30°. Все остальное воспринимается периферическим зрением, которое развито намного слабее. Все, что не попало в видимый участок, мозг попросту «достраивает» по имеющимся данным. Поэтому нельзя прочитать страницу целиком за считанные секунды, но можно научиться понимать смысл текста по отдельным фразам.
- Субвокализация или проговаривание слов — даже читая про себя, ребенок может мысленно проговаривать текст, поскольку ему не хватает навыка воспринимать слова, как зрительные образы, и моментально схватывать их суть. Чтобы избавиться от субвокализации, можно попросту больше читать, но эффективнее будут все-таки уроки скорочтения.
- Проблемы с концентрацией внимания — низкая скорость чтения у младших школьников может быть связана со слабо развитой способностью сосредотачиваться на задаче. Так бывает, когда ребенок часто отвлекается, «витает в облаках» или не может усидеть на месте. Это может быть как признак СДВГ (синдрома дефицита внимания), так и последствия стресса, плохого сна, отсутствия дисциплины. Навык концентрации тоже можно развивать.
Несколько упражнений на технику и скорость.
Упражнение 1. Уделите одну минуту на выполнение.Возьмите карандаш, он поможет вам читать намного быстрее. Начните читать с первого слова и закончите последним. Пока не расширяйте область восприятия. Просто читайте, уделяя каждой строке не больше 1 секунды.
Упражнение 2. После первого, не останавливайтесь и сразу продолжите задавать темп карандашом. Но теперь начинайте свое чтение со второго слова, заканчивайте тоже за два слова до конца строки. Почитайтесь так 1 минуту.
Упражнение 3. Уделите 3 минуты. Выполняете то же самое, только теперь с третьего слова в строке, заканчиваете за три слова. И на данном этапе увеличьте скорость передвижения карандаша на пол секунды. Вы должны читать две строки за одну секунду. Не пугайтесь того, что ничего не понимаете
Переведите все внимание на скорость и темп чтения
Упражнение 4. Проверка новой скорости. Это упражнение вы должны выполнять после того, как хорошо освоили первые три и начали при этом понимать смысл текста. Для этого понадобится таймер. Поставьте его на 1 минуту. Начните читать максимально быстро, используйте все 3 техники, вникните в суть текста. Ваши показатели должны увеличиться на большое количество слов.
Дополнительные материалы
Курсы хороши тем, что в них есть структурированная информация, фиксация результатов до и после обучения, практические упражнения, которые проверяют, поддержка кураторов, общение с сокурсниками. Все это помогает быстрее осваивать новые навыки, не “слиться” и не растянуть обучение на долгие месяцы. К тому же платная основа большинства курсов стимулирует работать с полной отдачей.
Дополнить курсы и продолжить учиться самостоятельно помогут такие книги:
- “Скорочтение” Питер Камп.
- “Скорочтение на практике” Павел Палагин.
- “Учебник быстрого чтения” Тони Бьюзен.
- “Как читать, запоминать и никогда не забывать” Марк Тигелаар.
- “Быстрое чтение за 10 дней” Эбби Маркс-Бил.
- “Фоточтение” Пауль Шелли.
- “Как читать книги” Мортимер Адлер.
- “Помнить все” Артур Думчев.
Также предлагаю посмотреть несколько полезных видео и применить на практике советы специалистов.
10 упражнений от Advance club
Упражнения с таблицей Шульте
Интегральный алгоритм чтения для запоминания информации
Неочевидные способы увеличить скорость чтения – работа с психологическими установками
Оптимизировать работу с информацией также помогут курсы слепого метода печати. Быстро набирая текст, вы ускорите написание статей, отчетов, составление конспектов, перевод информации из аудиоформата в текстовый. Я давно печатаю вслепую и вам советую.
Обучение скорочтению онлайн
Дистанционное обучение скорочтению во многом совмещает плюсы предыдущих вариантов.
- У хорошего тренера высокая вероятность получить хороший результат
- Нет необходимости ездить на занятия, все можно выполнять дома
- Часто дистанционные курсы можно просматривать в записи в удобное время. Эта гибкость очень нужна в современных условиях динамичного мира.
- Стоимость таких программ ниже аналогичных оффлайн программ
- Внешняя стимуляция, поскольку тренеры и кураторы периодически контролируют ваши успехи, подсказывают. Вы работаете в группе, общаетесь с другими учениками. Все это придает дополнительной мотивации.
И все же даже такой тип обучения имеет недостатки.
- По-прежнему нет индивидуального подхода. Столь сложный комплексный навык как умение работать с информацией сложно преподавать в большой группе, необходим индивидуальный подход и индивидуальные решения для каждого человека.
- От дистанционных курсов не остается печатных материалов, а многим из нас удобнее работать с печатными, а не электронными версиями рабочих тетрадей, текстов, таблиц.
Что такое скорочтение и кому оно нужно?
Скорочтение (быстрое чтение) – это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение превышает по скорости обычное чтение в 3-4 раза.
Мы считаем, что умение быстро читать полезно каждому человеку, но все же есть несколько категорий людей, которым оно необходимо априори:
Дети. Любой навык лучше изначально осваивать правильно, и скорочтение помогает родителям научить своих детей читать быстрее и легче. Подспудно у ребенка будет развиваться навык концентрации и снижаться уровень отвлекаемости. | |
Школьники и студенты. В процессе обучения человек сталкивается с необходимостью обрабатывать большое количество информации. Скорочтение позволяет делать это быстрее и эффективнее. | |
Люди, работающие с информацией. Если вы работаете с большими объемами данных, с помощью скорочтения вы сможете быстрее обрабатывать и анализировать прочитанное, а значит, лучше выполнять свои функции и быть более продуктивным специалистом. | |
Люди, занимающиеся самообразованием. Книги и статьи – основной источник сведений по любой теме, и каждому, кто желает развиваться, приходится читать. Делая это быстро, вы не только узнаете больше, но и быстрее достигнете поставленных целей. | |
Люди, читающие медленно. Медленное чтение – это результат неправильной техники и неумения надолго концентрироваться. Поэтому тут можно сразу достичь нескольких целей – быстрее читать, лучше фокусироваться, больше понимать и надолго запоминать. |
В остальном же быстрое чтение, как мы уже говорили, будет полезно каждому человеку вне зависимости от возраста, пола и сферы занятости. Этот «мягкий» навык позволяет многократно повысить личную эффективность и достигать более высоких результатов во всем.
Что значит «читать быстро»?
Для начала разберемся, что значит «читать быстро». Данные разнятся, но большинство исследователей склонны придерживаться мнения, что среднестатистический русскоговорящий человек читает «про себя», т.е. не вслух до 200 слов в минуту в зависимости от длины и сложности слов и собственной подготовки. Это примерно 1400 знаков в минуту с пробелами .
Более подробные исследования приведены в книге «Учитесь быстро читать» . Исследователи выделяют семь скоростей, почти как в коробке передач автомобилей Volkswagen Golf Variant и Plus 2008 года выпуска [].
Шкала скоростей чтения:
- До 900 зн/мин – очень медленно.
- 1200 зн/мин – медленно.
- 1500 зн/мин – средняя скорость.
- 1800 зн/мин – выше среднего.
- 3000 зн/мин – быстро.
- 5000 зн/мин – очень быстро.
- 10 000+ зн/мин – сверхбыстро.
Авторы настаивают, что работа над скоростью чтения всегда должна идти в привязке к контролю понимания прочитанного и объему запоминаемого текста. В противном случае такое скорочтение ради скорочтения не будет иметь смысла. Как увязать эти два момента? Для этого существует специальная формула .
Формула скорости чтения:
V=(Q/T)*K
где V – это скорость чтения, О – количество знаков, Т – время чтения в минутах, К – коэффициент понимания. В идеале К должен равняться одному. Высчитывается следующим образом: если вы ответили правильно на 10 из 10 вопросов к тексту, это и есть 1. Если на 8 из 10, значит, коэффициент понимания равен 0,8, и т.д.
Другими словами, если вы неправильно ответили на все 10 вопросов, такую скорость чтения можно считать нулевой, потому что смысла в таком чтении попросту нет. Если вы из всего изобилия предложений выберете наш курс «Скорочтение» или программу «Быстрое чтение», с вами такого точно не случится, потому что мы ориентированы на скорость без ущерба для качества восприятия
Более того, наши материалы позволяют тренировать внимание и воспринимать заметно больше, чем если вы будете «по старинке» вчитываться в каждую буковку текста
В принципе, среднестатистическая школа скорочтения строит свою рекламу и промоушн на обещаниях либо увеличить вашу скорость чтения в 3, 4, 10, n раз, либо же обещает вам результат на уровне 5000+ знаков в минуту. Так что даже если вы читаете очень медленно, т.е. порядка 900 знаков в минуту, а через пару месяцев начнете читать в 3 раза быстрее, это уже будет 2700 знаков в минуту, что заметно выше среднего и приближается к быстрому чтению по меркам вышеприведенной шкалы скоростей. Поэтому попробовать осмысленное скоростное чтение стоит.
Как пробовать, если вы пока не созрели на полный курс, а что-то делать с нарастающим потоком информации нужно? Помогут «прокачать» скорочтение упражнения, специально разработанные для этой цели.
Онлайн-школы
Викиум
Курс «Скорочтение» от онлайн-платформы для развития когнитивных функций мозга Викиум актуален, в том числе, для детей, школьников и подростков. Этот курс поможет не только успешнее сдавать зачеты и экзамены. С ним можно развить интеллект, память и способность концентрироваться у взрослых. Курс «Скорочтение» — выгодное вложение в себя и приемлемая стоимость.
Курс включает:
Тренажеры для развития скорости чтения
Тексты на определение скорости и уровня понимания прочитанного
Упражнения на развитие внимания
Упражнения на развитие объема памяти
Кому полезны тренажеры?
-
Младший возраст
Улучшить обучаемость в учебных заведениях
Профилактика синдрома дефицита внимания -
Средний возраст
Повысить личную продуктивность, эффективность
Делать меньше ошибок и недочетов на работе
Держать мозг в тонусе в течение дня -
Пожилой возраст
Дольше сохранять остроту и ясность ума
Профилактика возрастных заболеваний, вызванных снижением интеллектуальной нагрузки