Занимаемся с ребенком: артикуляционная гимнастика и развитие речи
Содержание:
- Примеры упражнений
- Подготовка к проведению гимнастики
- Логопедические занятия для развития речи ребенка
- Прогнозы
- Артикуляционная гимнастика для детей 7 лет
- Советы логопеда
- Советы родителям
- Как определить гипертонус у ребенка?
- Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.
- Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах
- Правила проведения артикуляционной гимнастики
- Гипертонус – причины
- Что такое артикуляционная гимнастика
Примеры упражнений
Для губ
«Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно):
Губки мои гибкие
Могут стать улыбкою.
«Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):
Губы сложим в трубочку,
Чтобы сделать дудочку.
«Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы):
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
«Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы):
Бублик мы изобразили –
Губы плавно округлили.
«Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):
Дети свинку угощают, ее носик выбирает:
Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,
Слева – с яблоками Злата.
Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».
Для губ и щек
«Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки):
Мы согреем наши щечки:
Разотрем, похлопаем, зубками потопаем.
«Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной):
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
«Худышка» (втянуть щеки):
Вот худышка – щеки впали,
Видно, кушать ей не дали.
«Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками):
Сперва шарик надувай,
Потом воздух выпускай.
«Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щечку):
Белка щелкает орешки,
Основательно, без спешки.
Упираем язычок
Влево, вправо, на бочок.
Для языка (статические)
«Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен):
Кушать птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Мама зернышко несет,
Открывай пошире рот!
«Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу):
Бегемотик рот открыл,
Подержал, потом закрыл.
«Чашка» (широко раскрыть рот, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):
Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!
«Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык):
Язычок мой как иголка,
Отойди, уколет колко!
«Грибочек» (открыть рот, язык присосать к верхнему небу):
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок,
Несколько секунд – молчок!
Для языка (динамические)
«Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ):
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так.
«Качели» (напряженный язык поочередно тянется к носу и подбородку):
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
«Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта):
Язычок сложи катушкой
И катай, как кот игрушку.
«Лошадка» (присосать язык к небу, цокать языком медленно и сильно):
Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко,
Звук копыт услышишь звонкий.
«Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу):
Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
Для мышц глотки и мягкого неба
«Зевушка» (имитировать зевание с закрытым и открытом ртом, во втором случае шумно втягивать воздух):
Зевушка – левушка, сонная головушка.
Постелю под спинку мягкую перинку,
Положу под ушко я тебе подушку,
В одеяльце заверну, вместе я с тобой усну.
«Подражание» (имитировать стон, мычание, свист):
Почему мычишь, корова?
Может, просто нездорова?
Вон раздуты как бока!
И походка нелегка!
«Полоскание горла» (запрокинуть голову, имитировать полоскание горла):
Петю в комнату позвали,
Положили на кровать,
Полоскание достали,
Чтобы горло полоскать.
Порошок от кашля дали
И, проверив рост и вес,
Вокруг шеи повязали
Согревающий компресс.
«Сытый хомячок» (надуть щеки с зажатым носом):
Рыжий хома-хомячок – настоящий толстячок,
За щекой зерно хранит, пожует и снова спит.
«Согласные» (медленно произнести звуки «к», «г», «т», «д»).
На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком дома
Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом. Сделать это можно на занятиях по развитию слуха и речи, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях специалиста.
Подготовка к проведению гимнастики
Главная цель, которую необходимо достигнуть в процессе работы, – это тренировка основного расположения органов артикуляции, развитие подвижности, помощь в дифференциации определенных движений
При выполнении артикуляционной гимнастики важно подобрать упражнения, отвечающие потребностям конкретного малыша. Задания предпочтительны в определенной последовательности, чтобы сложность была нарастающей
Что важно учитывать при подготовке к занятиям:
Мотивацию ребенка. Если занятия не интересны ребенку, польза от них будет минимальная. В работе обязательно должны использоваться картинки, звуки, зеркало и другие подсобные материалы.
Зеркало помогает ребенку видеть положение языка, губ. Он видит взрослого, повторяет за ним, затем соотносит постановку своих органов
Ему крайне важно видеть свои губы и язычок, так как осознать их положение он пока не может.
Занятия должны выполняться циклом. Сначала задаются простые задания, затем посложнее
Важно ориентироваться на темп конкретного ребенка. То, что один усваивает за 2 недели, другой дошкольник может не понять в течение нескольких месяцев.
Обязателен повтор предыдущих упражнений. Навык формируется после усвоенных умений. Поэтому эти умения нужно освежать в памяти.
В постановке правильной речи важно постоянство
Поэтому упражнения должны выполняться в идеале 2 раза в день, и занимать 5-10 минут – это время высокой концентрации внимания дошкольника 3-4 лет.
В 3-4 года важно уделять внимание разработке языка – упражнения направлены на мышцы органа.
Хорошим бонусом занятия является музыкальное сопровождение.
Есть много упражнений и концепций их проведения. Кто-то проводит их в сказке, кто-то отдельными заданиями. Специалисты индивидуально подходят к каждому ребенку, подбирая, что для него будет приемлемым.
Логопедические занятия для развития речи ребенка
Организуйте логопедические занятия с ребенком дома, где он раскрепощен и общителен, поиграйте с ним. А мы вам в этом поможем.
Занятия для развития мелкой моторики
Развить мелкую моторику, координацию движений рук и, в конечном
итоге, речь призваны пальчиковые игры. Они очень любимы малышами.
Попробуйте.
Можно, не выходя из дома, перевоплотиться в сказочных героев:
перебирать крупу, как Золушка, собирать шишки, как Мишка, нанизывать
бусы из пиратского сундучка с сокровищами, разыграть любимую сказку в
пальчиковом кукольном театре. Вашему ребенку должно понравится такое
времяпрепровождение.
Упражнения на звукоподражание, развитие слуха и логоритмика
Эти уроки развивают фонематический слух. Ребенок учится распознавать
звуки на слух, выделять их, распознавать место звука в названии
предмета.
Используйте наглядные средства: картинки, рисунки,
поделки, иллюстрации. Образное восприятие значительно ускорит процесс
обучения и сделает его усвоение более доступным.
Детей
2-3 лет эти упражнения научат произносить звукоподражания громко или
тихо; ребят постарше, 3-4 лет, — в каких словах звучит, например, звук
«а»; детки 4-5 лет скажут, с какой буквы начинается название предмета, а
совсем взрослым, 5-6 лет, будет под силу разложить слово на отдельные
звуки.
Для развития слуха попросите ребенка на прогулке прислушаться, как поют птицы, журчит ручей, лает вдалеке собака, шуршат листья.
Благоприятно
воздействуют на речь ритмичные движения одновременно с проговариванием
слов и размеренным дыханием. В этом направлении работает логоритмика:
маршировка под музыку и пение, ходьба под счет, чтение стишков с
подражанием звукам и движениям живой природы, активные игры под музыку.
Положительные эмоции вам и вашему ребенку обеспечены, не сомневайтесь
Дыхательная гимнастика и голосовые упражнения
Дыхание является основой голосообразования. Цель дыхательной
гимнастики — развивать умение равномерно расходовать воздух в процессе
речи, тренировать продолжительный выдох, формировать сильную воздушную
струю, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
Голосовые упражнения развивают силу голоса, его высоту, тембр, длительность звучания.
Упражнения для силы голоса:
для высоты голоса:
для тембра голоса:
Длительность звучания голоса тесно связана с правильным дыханием и зависит от продолжительности выдоха.
Таким
образом, сочетая дыхательную гимнастику и голосовые логопедические
упражнения можно устранить причины различных расстройств голоса, чем
тоже занимается логопедия.
Потешки, чистоговорки, скороговорки для развития речи
Упражнения в виде рифмованных фраз являются наилучшими для достижения
четкости и чистоты речи. Они также увеличивают словарный запас,
улучшают дикцию и развивают слух.
Для
увеличения словарного запаса ребенка много читайте, пересказывайте
прочитанное, сочиняйте истории и сказки, отвечайте своим почемучкам на
все вопросы, которые приходят им в голову, общайтесь с удовольствием. И
тогда проблем с речью на порядок будет меньше.
Артикуляционная гимнастика
Воспользуйтесь зеркалом, чтобы была наглядно видна техника исполнения. Не торопитесь. Лучше меньше, да лучше.
Такая логопедическая гимнастика полезна в любом возрасте. Независимо
от того, сколько лет вашему ребенку, она тренирует язык, губы, щеки,
челюсти для правильной, четкой и красивой речи.
Логопедические упражнения на звук
Если ребенок неправильно выговаривает отдельные звуки, то описание упражнений для звуков Р, Л, С, Ч, Ж, Ш будет весьма кстати:
Разнообразие
и простота логопедических упражнений позволяют проводить занятия с
ребенком каждый день. Главное условие — хорошее настроение. Игры,
музыка, яркие картинки, физическая разминка, доброжелательное общение —
ваши лучшие помощники.
Прогнозы
Естественно, каждый родитель беспокоится о том, можно ли вылечить заикание у ребёнка. Прогнозы зависят от многих факторов (возраста пациента и формы заболевания), и в каждом случае они индивидуальны:
- если лечение было проведено своевременно, избавиться от патологии будет гораздо легче;
- если имеются врождённые патологии речевого аппарата, прогноз обещает быть уже не таким благоприятным;
- выздоровление зависит ещё и от формы заикания: дыхательные судороги поддаются лечению легче и быстрее, чем тонические;
- наибольшего эффекта можно добиться, если ребёнку всего 3-5 лет: начиная с 12 лет, расстройство уже не так легко поддается коррекции;
- под действием психологических факторов при заикании может произойти рецидив заболевания.
Главное — родители должны понимать, что делать, если ребёнок заикается: оказать ему помощь любыми способами, привлечь специалистов, создать благоприятную психологическую атмосферу. А ещё лучше — предпринять всё возможное, чтобы данной проблемы вообще не возникло, т. е. заниматься профилактикой.
Артикуляционная гимнастика для детей 7 лет
Разнообразные артикуляционные упражнения для 6-7 летних детей делятся на 5 видов, подходящих для определенного органа артикуляции.
Упражнения для губ
- Улыбка без зубов.
- Улыбка-заборчик, с зубами.
- Волчонок – улыбнуться и слегка приоткрыть рот, чтобы были видны и нижние, и верхние зубы.
- Трубочка – губы вытягиваются вперед, но зубы при этом сомкнуты.
- Окошко – выполняется также как и трубочка, но с приоткрытым ртом.
- Трубадур – вытянув губы в трубочку, нужно пошевелить ими вправо и влево.
- Чмоканье.
- Статическое удержание губами карандаша или трубочки.
- Упражнения для губ и щек
- Шарик – надуть обе щеки одновременно.
- Перекатывание шарика – надувать поочередно то одну, то другую щеку.
- Шарик сдувается – втянуть щеки как можно сильнее.
Упражнения для языка
- Лопатка – широкий распластанный язык статично лежит на нижней губе.
- Иголочка – узкий язычок находится посередине открытого рта.
- Наказать непослушный язычок – высунуть и положить на нижнюю губу, при этом потихоньку покусывать его верхними зубами.
- Качели – широко открыть рот и двигать языком вверх-вниз.
- Маятник – принцип тот же, что и у предыдущего упражнения, но направление движения влево-вправо.
- Лошадка – поцокать.
- Варенье – облизать языком сначала верхнюю губу, затем нижнюю.
- Маляр – «покрасить» сначала нижние зубы с внутренней стороны, затем верхние.
- Горочка – упереть язык в нижние зубы, а середину прижать к верхнему небу.
- Чашечка – язычок прижат к верхним зубам, середина прогибается вниз, образуя форму чашечки.
- Пулемет – улыбнуться, кончик языка прижать к верхним зубам, и на выдохе произносить «д-д-д».
Упражнения на отработку звуков
Упражнения на артикуляцию определенных звуков для детей строятся в комплексе.
Обратите внимание! Сначала идут статичные и динамичные базовые упражнения – Шарик, Улыбка, Трубочка. Затем те задания, которые способствуют постановке и автоматизации звуков:
Затем те задания, которые способствуют постановке и автоматизации звуков:
- Свистящие (с, з) – Лопатка, Наказать непослушный язычок, Маляр.
- Шипящие (ж, ш, щ, ч) – Варенье, Чашечка, Фокус.
- Сонорные (л) – Наказать непослушный язычок, Лошадка, Качели.
- Сонорные (р) – Маляр, Пулемет, Иголочка.
- Упражнения на развитие правильного дыхания
- Буря в стакане. Дать ребенку стакан с водой и трубочку. Попросить подуть в трубочку, чтобы в воде образовывались пузыри.
- Снежинка или снежный ком. Соорудить из бумаги снежный комочек или небольшую снежинку и сдуть ее со стола.
- Фокус. На кончик носа положить небольшой кусочек ваты и попросить ребенка сдуть его, направив воздушную струю наверх.
- Протяжно пропеть гласные звуки «А», «О», «У», «И».
Советы логопеда
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу
Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);
Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи
Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю — ребенку.
Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
Советы родителям
- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут; выполняется стоя или сидя с обязательным соблюдением осанки.
- Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз.
- Работа с детьми должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.
- Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
- Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
- Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
- Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться,
- другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.
Как определить гипертонус у ребенка?
Родители должны внимательно следить за состоянием ребенка, чтобы определить симптомы мышечного напряжения вовремя, поскольку они могут быть указанием на наличие серьезного неврологического заболевания.
- Малыш спит мало и беспокойно, причем при нахождении на спине он поджимает руки и ноги.
- Во время плача ребенка запрокидывает назад голову и сильно выгибается. Кроме этого, наблюдается дрожание подбородка.
- Описывая симптомы гипертонуса у ребенка, стоит упомянуть и о частых срыгиваниях и болезненной реакции на разные раздражители, например, свет и звук.
- До исполнения месяца ребенок уже удерживает голову и это не признак быстрого развития, а симптом напряжения мышц, что заставляет его выгибать шею и спину вперед.
Гипертонус языка у ребенка
В некоторых случаях встречается мышечное напряжение артикуляционных мышц: языка, губ, неба и мышц лица. Чтобы определить повышен тонус языка у ребенка или нет, попросите его открыть рот и если проблема есть, то язык будет двигаться назад и становиться «горой» или же, наоборот, вытягиваться вперед. Если напряжение в области рта и губ, то они плотно смыкаются, и будет наблюдаться затруднение произвольного открывания рта. Когда повышен тонус верхней губы, то рот будет приоткрытым и возникнет повышенное слюноотделение.
Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.
Упражнение 1. Улыбка – Трубочка
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.
Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:
Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку
Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!
Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:
В гости к нам пришел слоненок –Удивительный ребенок.На слоненка посмотри –Губы хоботом тяни!
Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.
Упражнение 2. Открой и закрой дверцу
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».
Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».
Движения в артикуляционном упражнении чередуются: происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть. При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
«Дверцы дружно мы откроем,А потом мы их закроем».
Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам холодно.
Упражнение 3. Часики
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.
Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.
Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!
Стихи для артикуляционного упражнения:
Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.
Упражнение 4. Лопатка. Иголочка
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Лопатка»
Движение 2. Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.Получилась «Иголочка».
Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.
Упражнение 5. Качели
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.
Стихи для артикуляционного упражнения:
На качелях я лечу:Вверх – вниз, вверх – вниз.Я пою, лечу, кричу:Вверх – вниз, вверх – вниз.
Упражнение 6. Кошечка
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.
Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.
В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.
Стихи для артикуляционного упражнения
Рассердилась наша киска:Ей забыли вымыть миску.Ты не подходи к ней близко –Поцарапать может киска!
Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.
Язычок за зубки опускается,Его кончик к зубкам прижимается.Спинка сильно-сильно выгибается,Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)
Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах
Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.
Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.
Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:
«Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
- «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
- «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.
Упражнения для освоения разных динамических движений:
- «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
- «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.
Правила проведения артикуляционной гимнастики
Для того, чтобы гимнастика приносила свои
результаты, важно соблюдать ряд правил
- Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это
можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку
и выполняя упражнения виде игры. - Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
- Гимнастику не стоит проводить чаще
2-3 раз в день. - Артикуляционный комплекс
выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут. - В занятии может быть 3-4 уже
отработанных упражнения и одно новое. - Для самых первых занятий не надо
делать более 2-3 упражнений. - Не нужно повторять артикуляционное
движение более 5 раз за подход. - Упражнения выполняются перед
зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка. - Взрослому надо стоять/сидеть за
ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем
маленькое). - Сперва упражнение делает взрослый,
а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно. - Упражнения в комплексе даются от
простого к сложному. - Родитель контролирует правильность
выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например,
подвинуть язык в сторону ложкой или
другим безопасным предметом. - В артикуляционный комплекс нужно
включить и динамические, и статические упражнения. - При выполнении статических
упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10
счетов.
Гипертонус – причины
Существует определенный ряд причин, которые могут спровоцировать мышечное напряжение у детей:
- Наличие заболеваний, связанных с эндокринной и сердечно-сосудистой системой во время беременности.
- Гипертонус мышц у ребенка может быть вызван хромосомными аномалиями и врожденными заболеваниями.
- Травмы, полученные во время рождения, или выраженная внутриутробная гипоксия.
- Отклонения в развития и пороки головного и спинного мозга.
- Нахождение беременной женщины в стрессовом состоянии в течение первого периода и плохая экологическая обстановка.
- Сильный токсикоз на протяжении первого или последнего триместра, а еще курение и употребление алкоголя во время вынашивания, что могло стать причиной интоксикации.
- Гипертонус у ребенка может быть вызвать инфекционными заболеваниями, например, менингитом и энцефалитом, а еще травмами.
Гипертонус у детей до года
Больше всего напряженность в мышцах заметна на первом месяце жизни
Важно понимать, что если ребенок старше месяца, находясь на животе, поворачивает голову в разные стороны, а ножками пытается ползти, это не патология, а свидетельства его нормально развития. Не является симптомом гипертонуса и желание малыша часто держать голову
Если родители правильно ухаживают за своим чадом, выполняют все предписания, то повышенный тонус мышц у младенца должен пройти, и к полугоду проблема в большинстве случаев полностью исчезает. В противном случае обязательно обратитесь к врачу.
Гипертонус у детей после года
Если родители не предприняли шагов, чтобы снять у малыша напряжение мышц, то ситуация будет только усугубляться. После года ребенок будет начинать пытаться ходить и с этим у него будут проблемы. К трем годам отклонения выражаются в ходьбе на цыпочках и нарушении мелкой моторики рук. Мышечный гипертонус у детей к пятилетнему возрасту может стать причиной возникновения многих проблем, например, отставание в развитии, а более сложных ситуациях может быть даже установлена инвалидность.
Что такое артикуляционная гимнастика
Артикуляция – это совместная работа органов, участвующих в образовании отдельных звуков и слов. Это челюсть, щеки, язык, уздечка, губы.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие группы мышц органов речи. В результате их развития у ребенка нет затруднений при произношении отдельных звуков, а следовательно, словарный запас становится намного понятнее для окружающих.
Дети
Нарушение или слабое развитие артикуляционных органов приводит к значительным дефектам в произношении.
Выделяют 2 вида логопедических упражнений:
- статистический – удерживание мимики лица на короткое время.
- динамический – произношение отдельных звуков в определенной позе.
В каких случаях детям 2-3 лет нужна артикуляционная гимнастика
Потребность в артикуляционной гимнастике возникает уже в первый год жизни. Простая просьба «покажи язычок» послужит началом развития мышц речевых органов.
Чаще всего двух-трёхлетние дети еще не посещают детский сад, а родители не заостряют внимание на речи ребенка. Только опытный специалист может выявить несоответствие возрастным особенностям речи
https://youtube.com/watch?v=4ExhnquxkXI%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
Родителям стоит обратить внимание на следующие факты:
- до года отсутствует лепет;
- частичное или полное отсутствие речи в два года. В норме словарный запас должен вырасти до 50 слов, часть из которых выстраивается в несколько осознанных предложений;
- смысл произношения не угадывается взрослыми;
- замена букв «к-т», «м-б» и т. д.».
Важно! Не стоит ссылаться на опыт знакомых и старших детей. Во избежание дальнейших проблем в развитии необходимо обратиться к логопеду