Коучинг: что это такое, виды. технологии и методы тренингов по развитию и достижению целей

«Professional coach» от ABCoach

Дистанционный формат обучения для начинающих, занятия проходят в специальной образовательной онлайн-системе, все пропущенные уроки остаются в записи. В программе предусмотрен модуль по маркетингу, который учит продавать свои услуги.

Центр ABCoach — партнер и член ассоциации Association for Coaching из Великобритании и ассоциации International Association of Coaching Institutes из Германии.

Преимущества:

  • Программа обучения составлена совместно с Российским университетом дружбы народов.
  • По окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке от РУДН, сертификаты от английской и немецкой ассоциаций.
  • 3 бесплатных тренинга по повышению квалификации от коучей в области «Психология».
  • Преподаватели: профессиональные и сертифицированные коучи, психологи, бизнес-тренеры.

Программа обучения:

  1. Основы и методы психологических консультаций и коучинга: правила оформления хорошего контакта, основы эмпатии и слушания, вызов против поддержки.
  2. Принципы и компетенции этики: модели и методики для работы, кодекс коучей, пирамида коммуникаций, возрастные и гендерные особенности.
  3. Групповые методы: модели для работы с группами, освоение эффективных презентаций.
  4. Фасилитация и работа с командой: модели, основы бизнес-коучинга, проведение сессий, отслеживание изменений.
  5. Экзистенциальный коучинг, стратегический и системный подход: жизненная миссия и ориентиры, осознанные привычки и выбор рабочих техник.
  6. Медиативный коучинг, ресурсы, потенциал и эмоциональное состояние.
  7. Карьерный коучинг, маркетинг и профориентация: карьерные тесты и векторы, работа с психологами и психотерапевтами, кейсы.

Насколько эффективен коучинг

Коучинг, согласно отзывам, практически всегда помогает, а потому находит все новые и новые сферы применения. Его популярность и развитие связывают с необходимостью компаний и их руководителей в помощи профессионалов. А вопросы, которые решаются путем применения коучинг тренинга, обширны—от профессиональных до семейных и личных

Несколько десятков лет назад коучинг стал востребован по причине перемен в экономике: многие компании прекратили свое существование, другие же появились на свет, и людям, достигшим возраста 50+, стало непросто найти себя в этом мире и найти свою нишу в профессиональной деятельности. Решением этих проблем и занимались коучи. Однако их работа на этом не остановилась, ведь появились новые трудности у людей и компаний, с которыми тренинги помогают справляться.


Насколько эффективен коучинг

Международная Федерация коучинга, проведя в 2014 году исследование, опубликовала следующие цифры, касающиеся тех людей, кто обращался к этой практике:

  • У 80 % людей появилось больше уверенности в своих силах.
  • 73 % смогли улучшить свои отношения с окружающими.
  • 72 % отмечают прогресс в коммуникации.
  • Стали более работоспособны 70 %.
  • У 61 % замечены позитивные изменения в ведении бизнеса.
  • 57 % утверждают, что им стало легче планировать свое время.
  • 51 % может похвастаться успехами в работе команды.

99 % людей, получивших опыт работы с коучем, «почти или полностью» довольны взаимодействием со своим наставником и достигнутыми результатами. 96 % согласны на повторную практику.

Понятие «тренер» – тот же коуч – далеко не новое, ведь социум всегда нуждался в такого рода личностях. В свое время ими могли быть священники или шаманы, или даже просто старший человек в семье. Сам термин «тренер» ранее встречался лишь в искусстве (драматический тренер), спорте или корпоративном окружении. В наше же время это востребованный вид тренинга. Услуги профессионального коуча доступны каждому человеку, кто нуждается в поддержке и направлении к достижению своих результатов

И неважно, какой сферы жизни это касается: личной, общественной или деловой

Обязанности на работе

Коуч может работать как с одним клиентом, так и с группой людей. В обоих случаях основная цель занятий – максимальное раскрытие потенциала личности или коллектива для достижения нужной цели (повышение производительности труда, решение семейных проблем, продвижение по службе, увеличение дохода).

Чтобы правильно построить взаимоотношения с клиентами и выйти на результат, наставнику необходимо пройти несколько этапов:

  • Во время первой встречи необходимо оценить текущую ситуацию, понять готовность клиента к сотрудничеству в предложенном формате и уровень его мотивации.
  • Затем тренер помогает подопечному расставить приоритеты, четко сформулировать свою цель и желаемый конечный результат. Нередко истинная цель раскрывается во время общения, и кардинально отличается от заявленной изначально.
  • После этого при поддержке тренера клиент определяет пути, которыми он будет идти к результату, т. е. составляет пошаговый план с четкими вехами и сроками их достижения.
  • Заключительная фаза называется этап воли, когда клиент собирает все свои силы и идет к поставленной цели. В процессе ее достижения меняется его мировоззрение, снимаются эмоциональные и ментальные барьеры, формируется новое восприятие себя и своих возможностей.

Коуч не указывает подопечному, что конкретно нужно сделать. Он только мотивирует его на самостоятельное решение проблемы, создает атмосферу открытости и доверия. Очень важный момент – тренер должен безоговорочно верить в своего ученика и его способность достичь успеха, в противном случае клиент это почувствует, и вся работа будет проведена впустую. Ответственность за все действия и конечный результат лежит на клиенте, а коуч просто поддерживает его и помогает найти правильные пути.

В отличие от консультирования или психотерапии, которые могут длиться сколь угодно долго, при коуч-консалтинге четко определяется цель и максимально быстрые и эффективные пути ее достижения.

Кто основал метод

Появлению коучинга мы обязаны Тимоти Голви. В своей книге «Внутренняя игра в теннис», изданной в 1974 году, он сформулировал концепцию этого метода. Основная идея заключается в том, что главный соперник спортсмена – это не другой человек или какие-то обстоятельства. Препятствием на пути к достижению цели становится так называемый «противник в голове». Именно он мешает реализации целей.

Коуч выступает в качестве наставника, который, однако, ничего не навязывает своему клиенту. Он учит игрока самостоятельно искать пути достижения заявленных целей путем преодоления внутренних препятствий. Когда человек этому научится, ему больше не нужен будет тренер.

В 1992 году Джон Уитмор продолжил развивать идеи коучинга, применив их к менеджменту и бизнесу. Свои размышления он воплотил в книге «Коучинг высокой эффективности».

Нельзя не упомянуть и о Томасе Дж. Леонард. Он стал основателем Университета коучей и еще ряда организаций, обучающих и объединяющих тренеров, практикующих метод коучинга.

Самые популярные разновидности

Сегодня известны разные виды коучинга, которые разрабатывались по мере развития этого метода, исходя из необходимости адаптации его к определенным условиям или сфере применения. Его можно классифицировать по нескольким параметрам:

  1. По количеству участников:
  • Индивидуальный коучинг.
  • Групповой (или корпоративный).
  1. По области применения:
  • Бизнес-коучинг. Его предназначение – отыскать эффективные пути реализации целей компании. Коуч обязательно должен работать как с руководителями организации, так и с группами сотрудников.
  • Карьерный коучинг. Его цель может заключаться в сопровождении клиента в поиске им работы, в оценке профессиональных возможностей и компетенций, в выборе наиболее действенного пути развития и пр.
  • Лайф-коучинг. Предполагает индивидуальную работу с клиентом. Человек может обратиться к коуч-тренеру с разными проблемами: в работе, личных взаимоотношениях, самооценке, здоровье. Вместе с коучем клиент ищет пути позитивных свершений в проблемных аспектах жизни.

Современные технологии раскрывают широкие возможности как для клиента, так и для самого тренера. Если ранее был доступный только очный формат коучинга (личная встреча), то теперь успешно внедряется и заочный формат. Например, все популярнее становится телефонный коучинг и через интернет с использованием социальных сетей, программ.

Читайте далее:

Что такое лайф коучинг?

Кто такой коуч?

Для чего люди ходят на тренинги и семинары?

Что такое тета-хилинг

Концепции ИТ разработок

Что такое софрология и кто такой софролог

Практика коучинга

Основная цель коучинга – пробудить в человеке творца, созидателя собственной жизни, а он способен на большее, чем ему кажется. На достижение этой цели и ориентированы  методики коучинга.

Метод вопросов

Основной прием коучинга следующий: с помощью правильных вопросов вызвать мыслительную активность клиента. Поиск ответов на предложенные коучем вопросы позволяет решить несколько задач:

  • конкретизировать главную проблему клиента;
  • помочь ему осознать первостепенную задачу;
  • выяснить, что препятствует ее решению;
  • раскрыть внутренний потенциал клиента;
  • стимулировать его на поиск самостоятельного решения.

Метод вопросов не нов. Его использовал еще античный философ Сократ, который считал, что правильно заданные вопросы помогут найти решение даже очень запутанной проблемы.

К этому методу относится техника коучинга – GROW, разработанная основателем бизнес-коучинга сэром Джоном Уитменом. Она включает четыре группы вопросов.

  1. Goal (цель) – какую цель хочет достигнуть клиент.
  2. Reality (реальность) – что происходит в действительности.
  3. Options (опции) – возможности или варианты выхода из ситуации.
  4. Will (намерения) – что необходимо сделать в первую очередь.

На основе метода вопросов строится  общение коуча и клиента, которое называется коуч-сессия.

Организация коуч-сессии

Сессия проходит в форме диалога и длится от 30 минут до 1 часа. Задавая клиенту вопросы, коуч не столько проясняет для себя его ситуацию и проблемы, сколько стимулирует человека к поиску собственного решения.

Коуч-сессия может проводиться не только при личной встречи, но и по скайпу или по телефону.

Всего обычно бывает не менее 5 сессий, а чаще больше (до 15), и каждая встреча клиента с коучем должна иметь конкретный результат, в виде решения промежуточной задачи, составленного плана действий или готовности что-то изменить в жизни.

Кроме вопросов диалога, коуч-сессия может включать «домашние задания» — спланированные в процессе беседы действия, которые должен выполнить клиент к моменту следующей встречи с коучем.

В итоге серии коуч-сессий человек получает не только решение проблемы и реальные позитивные изменения в жизни, но и приобретает навыки раскрытия собственных возможностей, которые потом он сможет использовать самостоятельно.

Чего можно достичь с помощью коучинга

Это может показаться невероятным, но коучинг в руках грамотного коуча превращается в орудие, с помощью которого можно достичь практически любых целей. Самыми востребованными из них являются:

  • Высокие спортивные результаты, вожделенная победа.
  • Улучшение финансового состояния с помощью получения дохода, измеряемого конкретной суммой.
  • Работа или какая-либо деятельность, которая будет соответствовать определенному желанию (удовольствие от занятия любимым делом, высокая оплата труда и т.п.).
  • Получение должности, заключение выгодной сделки, поиск новых партнеров.
  • Развитие качеств, необходимых для продвижения к конкретной цели и т.д.

Так называемый «пункт «Б» может быть разным. Его определяет для себя клиент. А вот захочет ли он самостоятельно двигаться к нему, собрав ценный «груз» (умения, знания, личностные качества), зависит только от него. Коуч может только побудить клиента сделать правильный выбор, убрать все лишнее и добавить нужное, чтобы путь к цели был достигнут с минимальными затратами сил, времени и денег.

Чем коучинг отличается от обычного обучения

Коучинг часто путают с наставничеством или даже банальным репетиторством. Но это всё разные услуги, и вот в чём разница:

  • Репетитор предлагает конкретный набор знаний и навыков, выдаёт их сразу. Максимум обратной связи — ученики регулярно выполняют задания, учитель постоянно их проверяет.
  • Наставничество — это отношения, в которых один человек помогает другому освоить какие-то навыки. Конкретной цели может и не быть. Наставничество — это «стать программистом», а не «научить делать калькулятор для сайта».
  • Коучинг предлагает смесь двух предыдущих форматов. Так, коуч передаёт знания и может «вести» человека по сложному пути. Цель такого общения хоть и глобальна, но измерима. Не «стать успешным человеком», а «открыть бизнес и обеспечить рабочими местами минимум 100 человек». Не просто «разобраться в белках, жирах и углеводах», а «перейти на систему здорового питания».

Есть ещё одна особенность, которую стоит уяснить, если вы планируете
разбираться, как стать коуч-тренером — этот вид обучения и поддержки не
предполагает передачи готовых знаний. Сравните:

Обычное обучение. Преподаватель говорит: Коуч-практики. Коуч действует так:
Чтобы развить ваш бизнес, нужно сначала найти больших оптовых поставщиков, а затем увеличить рынок сбыта за счёт других городов. Во время сессии спрашивает у бизнесмена, как он может снизить себестоимость продукта. Какие есть пути? Когда клиент сам, методом рассуждений, дойдёт до идеи поиска оптовиков и строительства склада, коуч задаёт следующий вопрос — что сделает кто-то известный из сферы бизнеса клиента, чтобы срочно продать много товара? Задаче куча — подтолкнуть клиента к верному решению, но не предлагать готовый план.

Разбираясь, как стать бизнес-коучем, запомните, что само название
этой профессии пошло из спорта. Английский тренер Тимоти Голви провёл
эксперимент и выяснил, что атлет добивается лучших результатов, если ему
не просто указывать на ошибки, а аккуратно подвести к нужному выводу.
Сделать так, чтобы человек сам понял, что делает не так.

Этот принцип работает во всех сферах — если нам дать задачу и сразу
же готовое решение, мы получим только информацию. Если же мы потратим
силы и время, разберёмся в принципах проблемы, то другие задачи из той
же сферы сможем сами решать без труда.

«Наставничество и управленческий коучинг» от Skillbox

Курс подойдет менеджерам, руководителям, коучам и HR-специалистам. Школа научит управлению персоналом, устранению конфликтов и работе со стрессом. Программа создана совместно с «Билайн»: отдельный модуль от «Билайн Университет».

Преимущества:

  • Если уже проходили один из модулей программы, то за него можно не платить.
  • Автор Евгения Лапина — единственный в России сертифицированный по международным стандартам профессионал PfMP и коуч ICF (ACSTH).
  • Наставничество 24/7.

Программа обучения:

  1. Наставничество и коучинг: разница, мышление, инструменты для работы.
  2. План развития от «Билайн Университет»: цели, обратная связь, дипломный проект.
  3. Командное управление: роли, руководитель, контроль.
  4. Эмоциональный интеллект: управление эмоциями, стрессом и выгоранием.
  5. Обучение и развитие персонала: роль специалиста, обучающие программы, использование техник.
  6. Стресс-менеджмент: природа стресса, диагностика, планы по управлению.
  7. Конфликты: анатомия, развитие, стратегии решения, управление.

Что такое коучинг?

Каждый из нас способен быть лучше и эффективнее во всех жизненных сферах. И речь идёт не только о профессиональном росте и карьерных успехах, но и о повседневных делах. Мы можем быстрее получать новые знания, лучше организовывать свой быт, оптимальнее распределять время, эффективнее распоряжаться финансами, более продуктивно отдыхать и получать больше эмоций от отдыха с семьёй.

Стремясь стать в чем-то лучше, мы теряем много времени на поиск направлений для развития, сбор информации и анализ своих успехов. На сам процесс совершенствования времени почти не остаётся. Поэтому на помощь приходит коуч – тот, чья профессиональная деятельность посвящена изучению и внедрению лучших стратегий в работе, образовании, личной эффективности и прочих сферах.

Коучинг – это вид профессиональной деятельности, направленный на то, чтобы помогать людям добиваться поставленных целей в любых сферах жизни. Коуч – это эксперт, специализирующийся на том, чтобы быстро приводить своих клиентов к их целям. Он знает, какие шаги нужно сделать, какие книги прочесть и на что обратить максимум внимания. Благодаря этому человек, пользующийся услугами грамотного коуча, приходит к успеху гораздо быстрее.

Чтобы качественно выполнять свою работу, коуч должен быть хорошим экспертом в конкретной сфере деятельности, а также иметь ряд других навыков, помогающих ему эффективно взаимодействовать с клиентами. В частности, он должен обладать знаниями в области педагогики и психологии, чтобы выявлять сильные и слабые стороны клиента, помогая тому прикладывать усилия в нужных направлениях.

Техники коучинга

Любые виды практик, работающих на развитие личности, имеют набор моделей, лежащих в основе конкретной сессии. Так называют техники коучинга, с помощью которых наставник и ученик воспринимают проблему в общем, а не дробно. Техники позволяют реализовывать цели клиента и помочь ему решить определённый вопрос. Существует немало техник, которые можно использовать в разных сессиях, хотя не исключено, что какая-либо новая может появиться в ходе проведения тренинга.

Ведущей техникой считаются вопросы, ведь давать прямые рекомендации—это не то, чем занимается коуч. Задавая вопросы, наставник знакомится с проблемой, вынуждает клиента размышлять и разбираться в ней. При этом нет смысла задавать вопросы, на которые можно дать лишь «да/нет» ответы. Правильный вопрос должен побудить ученика дать ответ-размышление, из которого коуч узнает подробности с помощью аналогичных вопросов.


Техники коучинга

Техника шкалирования связана либо с эмоциональным состоянием человека (например, уровень тревожности от 1 до 5), либо с определением состояния дел (к примеру, доход на четвертом уровне из десяти). Этот инструмент важен тем, с кем необходимо проработать его настоящее положение и восприятие окружающей среды, а также умение целеполагания. Как вариант, можно использовать шкалирование в виде временной линии, отмечая с помощью условных временных отрезков этапы продвижения к цели. Эта техника помогает проще воспринимать непростые ситуации. Какое-либо объемное задание или проект дробят на небольшие части, завершение которых гораздо виднее и ближе.

Часто наставник применяет технику «а что, если?». Она хороша в ситуации, когда ученик сам мешает продвижению своей идеи. Такой инструментарий требует креативного подхода, поскольку нередко применяются решения, далекие от разумных и осмысленных. Неплохо заходит и техника выявления настоящих ценностей. Здесь ученик должен ответить на вопрос «что ценного в этом для вас?».

В ходе беседы выявляются истинные приоритеты клиента. Таким образом, человек осознает причину неудач в других сферах жизни, которые не являются для него приоритетными. Допустим, если во главу угла ставить карьерный рост, это может пагубно сказаться на семейных отношениях, хотя при этом человек уверен, что он все делает на благо семьи.

Наиболее долгой среди техник является колесо коучинга. Оно представляет собой круг, разделенный на секторы, каждый из которых символизирует конкретную сторону жизни человека: семью, карьеру, близких, деньги, успех. Все секторы распределяются согласно уровням развитости. Следовательно, это дает наглядное представление о том, какие сферы требуют повышенного внимания. Кроме того, данная техника хороша в случае, если человек не может определить причину своей неудовлетворенности жизнью.

Все указанные техники прекрасно работают в сочетании друг с другом, а также другими, здесь не рассмотренными. Какие-то из них можно применять для самокоучинга или решения насущной проблемы, с другими же не обойтись без работы коуча. Некоторые техники более простые, чем другие, но это не означает, что они менее эффективные. Наибольшая эффективность связана скорее с правильностью их использования, ведь порой один меткий вопрос показывает клиенту его ситуацию в новом свете и может стать для него толчком к решению проблемы.

Преимущества и недостатки работы

Профессия коуча имеет такие преимущества:

  • востребованность и актуальность;
  • высокий уровень заработной платы;
  • работа интересная и творческая;
  • свободный график;
  • возможность помочь людям и получить от этого моральное удовлетворение;
  • возможность удаленной работы;
  • возможность работы «на себя»;
  • постоянный рост и развитие личных навыков.

Без недостатков здесь также не обходится:

  • профессиональным коучем может стать далеко не каждый;
  • обучение на коуча в престижном учебном центре стоит дорого;
  • после работы со сложными клиентами может возникать психологическое истощение;
  • ответственность за жизненный путь учеников.

Академический коучинг

Академический коуч-консультант — это человек, который не даёт никаких навыков в плане профессионального развития. Его задача — научить человека учиться, мотивировать его на получение новых знаний.

После прохождения такого тренинга человек учится:

  • получать новые знания везде, где только можно;
  • структурировать всю получаемую информацию;
  • находить мотивацию к обучению;
  • правильно строить процесс самообразования;
  • становиться настойчивым, уверенным в себе, открытым к получению новых знаний.

Курс академического коучинга — лучший выбор для людей, которые только начинают развиваться в этой сфере.

Что такое коучинг простыми словами и для чего он нужен

Здравствуйте, друзья! Сегодня ответим на вопрос, кто такой коуч и чем он занимается, а также разберемся, что такое коучинг.

Итак, коучинг – это метод обучения, который направлен на реализацию успеха  у людей в какой-либо области деятельности и в жизни. Люди, которые проводят коучинг, называют себя коучами – о них будем говорить ниже в статье.

Для чего нужен коучинг? Он помогает выйти человеку из сложной ситуации, например, правильно организовать бизнес, построить личные отношения в жизни, планы на будущее, увеличить заработок денег,  наладить семейные отношения, организовать карьерный рост и так далее.

Не каждый человек способен лично достигнуть поставленной цели. Именно поэтому, люди обращаются за помощью к коучам, которые проводят коучинговые мероприятия.

Коучинг различают на несколько видов:

  • коучинг для бизнеса;
  • административный коучинг;
  • коучинг-карьерный;
  • лайф-коучинг;
  • тренерский коучинг.

Вместе с тем, коучинг можно разделить на индивидуальный и командный. К примеру, вы можете проходить обучение лично с коучем или заниматься командной работой, например, с футбольной командой, хоккейной и так далее.

Далее поговорим о коучах и заработке денег на коучинге.

Определение

Само слово “coaching” в современной интерпретации переводится как “тренировка”. Определение же звучит так:

В определении вроде нет ничего сложного, но тем не менее оно не отвечает на наши вопросы, поэтому будем разбираться с понятием “коучинг” и объясним, что это такое более простыми словами на примерах.

Живет в городе N менеджер “самого среднего звена”, у которого есть желание поехать на стажировку в Лондон. Но он никак не может начать действовать, не знает, с какого боку подойти к этому вопросу и какие конкретные шаги предпринять. Что тут можно сделать:

  1. Перерыть интернет и попытаться найти пути решения задачи. Но знать – это еще не значит делать, да и информации может быть очень много или, наоборот, мало. В первом случае наш герой будет месяцами читать истории других людей, но так и не найдет решение для себя, во втором – просто ничего не найдет.
  2. Познакомиться с тем, кто уже прошел этот путь, и попросить помочь. Но, во-первых, не совсем понятно, где искать такого человека, а во-вторых, каждый человек идет к цели своими тропами, и чужая колея может для нас быть слишком узкой или широкой.
  3. С нуля самостоятельно попытаться решить задачу, разработать план действий и, “наступая на грабли”, расходуя уйму времени, сил и энергии, все же найти свой путь.
  4. Обратиться к коучу, который как раз и поможет найти кратчайшую дорогу к заветной цели.

Кого можно считать профессиональным коучем

Коуч – это профессия. В США, Франции, Великобритании и ряде других стран она зарегистрирована официально. К сожалению, в российском законодательстве стандарты профессии «коуч» пока не определены и еще обсуждаются.

В ICF профессиональные стандарты коучинга разрабатывались более 20 лет ведущими коучами из разных стран на основе анализа эффективности коучинга в различных сферах: бизнесе, спорте, лайф-коучинге и других.

Коучи, которые работают по стандартам ICF, обязаны знать и опираться в работе на Ключевые Профессиональные Компетенции ICF и соблюдать Этический Кодекс ICF. Соответственно, школы коучинга, которые готовят профессиональных коучей, должны проходить процедуру аккредитации программ в ICF на предмет соответствия этих программ Компетенциям и Кодексу.

Таким образом, профессиональным коучем, по версии ICF, является тот, кто:

  1. имеет как минимум 60 часов обучения по коучинговой программе;
  2. опирается в своей работе на Ключевые Компетенции ICF;
  3. соблюдает Этический Кодекс ICF.

В ICF разработаны 3 уровня профессионального мастерства коучей:

  • ассоциированный сертифицированный коуч (АСС);
  • профессиональный сертифицированный коуч (РСС);
  • мастер сертифицированный коуч (МСС).

Для каждого из уровней прописаны четкие требования и процедуры получения, включающие количество платных часов практики, количество часов обучения, сдачу трехчасового онлайн-теста, состоящего из кейсов, и др. Наличие у коуча сертификации уровня АСС, РСС или МСС является самодостаточным и понятным во всем мире доказательством профессионализма коуча. Все крупные международные и ведущие российские компании, использующие коучинговый подход для развития своих сотрудников, рассматривают наличие сертификации ICF как главное требование к коучу.

Похожа ли сессия у коуча на прием у психотерапевта?

Коучинг далек от психотерапии, которая имеет дело с психоэмоциональными проблемами, которые дезадаптируют человека и мешают полноценно жить. Психотерапевты работают по определенным протоколам, прошедшим клинические исследования в мире. Например, есть стандарты лечения тревожных расстройств, последствий травмы и так далее. Эти методы проходили исследования в медицинских центрах подобно тому, как лекарство проходит уровни клинических исследований до того, как быть применённым повсеместно.

В отличие от коучинга, в психотерапии нет ничего, что было бы связано с фантазией или интуицией специалиста. Это строго структурированный подход, который доказал свою релевантность. Это терапия по четким правилам.

Кто такой коуч

Коуч – это человек, который работает с другими людьми и помогает им добиться своих целей, исполнить свои мечты.

В отличие от тренера, он не предлагает никакой конкретной инструкции к действиям, а помогает человеку самому принять решение и самому построить свою жизнь. Чаще всего он делает это путём того, что задаёт оппоненту правильные вопросы.

Как утверждают люди, работающие в этой профессии, профессионал обязательно должен относиться к своему клиенту как к творческой личности.

Он исходит из того, что у человека, обратившегося к нему, уже есть все ресурсы для достижения поставленных им целей.

Значение слова коучинг

Как это часто бывает, такое красивое иностранное слово как “коучинг” имеет вполне прозаическое значение. Это – производное от слова “коуч” (coach). Это сленговое слово появилось в студенческих кругах Великобритании и означало “частного репетитора”. Точнее сказать, слово “coach” существовало и раньше, и обозначало оно, как ни странно, “тележку” или “карету”.

Исследователи считают, что “коуч” начал использоваться в переносном значении, потому что частные репетиторы помогали студенту быстро добраться из “точки А” в “точку Б”. Совсем как кареты и упряжки в те далекие времена.

С тех пор слово прижилось, и его использовали в основном для обозначения спортивных тренеров и тех, кого мы назвали бы школьными учителями физкультуры. Постепенно коучами стали называть и тех, кто помогает людям достигать успеха не только в спорте, но и в других областях жизни. У нас слова “коуч” и “коучинг” прижились моментально, потому что представляться “коучем успеха” гораздо приятнее, чем просто “репетитором успеха”.

Чем отличается коучинг от тренинга

Кстати, если затрагивать терминологию, многие люди не могут понять – чем отличается коучинг от тренинга. Даже сами коучи и тренеры не могут это внятно объяснить простыми словами.

Если вы спросите определение коучинга у самих коучей, то чаще всего вам начнут рассказывать красивые байки про то, что “коуч не учит, а помогает человеку найти свой собственный путь”, и про то, что подопечный коуча должен “услышать ответы на все свои вопросы внутри самого себя”. Именно это, с их точки зрения, отличает коучинг от тренинга.

Не знаю как вам, но мне такие объяснения никогда не давали понимания, что же такое этот самый коучинг.

А на самом деле, все опять намного проще, чем может показаться. Тренер – это человек, который работает с группой людей, а коуч работает индивидуально. Просто зачастую и тренеры переходят на индивидуальный формат (тут еще “примешиваются” консультанты со своим консалтингом), и коучи соглашаются на групповые занятия, и тем самым путают всех окончательно.

 Смотрите на эту же тему: “Как стать бизнес-тренером – 3 простых способа” (откроется в новой вкладке)

Да, кушать хочется всем, и вся братия коучей/тренеров/консультантов работает в том формате, какой у них в данный момент купили. Запомните главное – если человек работает индивидуально, то скорее всего вы имеете дело именно с коучингом. А если сам он себя называет как-то иначе – то вероятнее всего ему просто не нравится слово “коучинг”.

Думаю, с терминологией мы разобрались, и давайте теперь говорить про коучинг и коучей в классическом смысле этих слов. То есть как об индивидуальной помощи человеку в решении тех или иных проблем в его жизни.

А когда коучинг не поможет

Коучинг вряд ли поможет людям с уровнем интеллекта ниже 90 IQ. Также, если речь идет о ценностях, миссии, корпоративной культуре, важен и определенный уровень духовного интеллекта (SQ), иначе человек не сможет понять вдохновляющего потенциала этих идей.

В корпоративном формате коучинг как метод коммуникации тоже следует применять не всегда и не со всеми. Например, есть концепция ситуативного лидерства Херси и Бланшара, в котором связали 4 уровня развития коллектива с 4 методами коммуникации с этими коллективами.

Первый уровень, когда сотрудники не умеют работать и не хотят работать и учиться. В этом случае лучше использовать директивные методы управления.

Фото с сайта stmegi.org

Второй уровень развития коллектива, когда присутствует достаточная мотивация, но сотрудники еще не умеют работать. Например, студенты после университета. В этом случае основные методы работы с персоналом — тренинг как обучение навыкам работы, менторинг.

Третий уровень — когда сотрудники уже освоили методы работы, получили опыт, но мотивация при этом угасла. Здесь наиболее оптимальным способом повышения мотивации сотрудников будет коучинг и вовлечение их в принятие решений. То есть коучинг как метод менеджмента наиболее важен при работе именно с опытными сотрудниками.

Четвертый уровень — когда сотрудники и мотивированы, и являются специалистами своего дела. Здесь используются и коучинг, и различные формы делегирования принятия управленческих решений.

Использование методов, противоречащих уровню развития сотрудников, обычно снижает эффективность. То есть не стоит использовать коучинг с сотрудниками, у которых уровень развития —  1 и 2. А использование методов авторитарного руководства с сотрудниками 3 и 4 уровня развития приводит к деградации коллектива на предыдущие уровни.

«Наука и искусство трансформационного коучинга» от Уральской академии коучинга

Программа для руководителей, тренеров, консультантов и психологов. Курс дает возможность обучиться профессии коуча, научиться задавать правильные вопросы, развить стратегическое мышление и способность вдохновлять команду.

Преимущества:

  • Автор Мэрилин Аткинсон — преподает с 1985 года, основатель и президент Международного Эриксоновского Университета.
  • Тренеры — сертифицированные коучи PCC и MCC Международной Федерации Коучинга.
  • По окончании выпускник получает сертификат коуча Эриксоновского Университета международного образца. Тестирование и сертификация проходит по стандарту ICF.

Программа обучения:

  1. Лидерство, постановка целей, раскрытие потенциала.
  2. Управление временем и проектами, целедостижение.
  3. Командная работа, отношения с людьми.
  4. Системное мышление, успех проектов, подбор персонала.

Видео о курсе:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector