Бесплатная тренировка памяти: способы, упражнения, лучшие приложения

Запомните клички животных

У вас есть 30 секунд, чтобы запомнить этих животных и их клички. По истечении этого времени закройте картинку и постарайтесь продемонстрировать волшебство своей памяти, назвав животного и его прозвище.

Упражнение из книги «Память не изменяет», автор Анхельс Наварро

Если вы затруднились выполнить задачу, значит ваша память кричит SOS. Если упражнение далось вам легко, продолжайте тренировать навыки и всегда будете в форме, говорит автор книги «Память не изменяет» Анхельс Наварро. Найти способы улучшить память несложно, если разобраться, как она работает. Во время выполнения упражнения в вашей голове происходили такие процессы:

  • запоминание;
  • хранение;
  • воспроизведение и узнавание;
  • забывание.

Не переживайте, забывание – это естественный процесс, который происходит с неактуальной информацией. Мозг постепенно перестаёт узнавать те факты и знания, которые давно не использовались. Поэтому, если хотите помнить какие-либо важные вещи – по учёбе, работе или из жизни семьи, освежайте эти знания, актуализируйте информацию.

Но можно ли запоминать и хранить знания так, чтобы помнить их долго? Учёные выяснили, память делится на кратковременную и долговременную. Нам сказали номер телефона, мы повторили его про себя, одновременно разыскивая телефонную книжку, – мы его помним. Но вот номер записан – и его можно благополучно забыть. 20 секунд и ограниченное количество знаков – вот и всё. Поэтому не ругайте себя, если не можете вспомнить новое слово или название, услышанное полчаса назад. Кратковременная память устроена так, что для неё это огромный срок. Но можно прокачать эти навыки и улучшить память, убеждён Анхельс Наварро.

Упражнения для развития зрительной памяти

Ученые утверждают, что более 80% информации из внешнего мира люди получают благодаря органам зрения. Зрительная память ответственна за фиксацию, удержание и воспроизведение визуальных образов. С ее помощью человек запоминает лица, окружающие предметы, ориентируется на местности. Люди, обладающие фотографической памятью, получают большое конкурентное преимущество перед остальными. Такой вид запоминания окружающей действительности необходим представителям многих профессий: проводникам, сыщикам, хирургам, летчикам, авиадиспетчерам.

Упражнения для тренировки:

Найти отличия

Наиболее популярная игра для развития памяти, тренирующая внимание к деталям. Человеку надо сопоставить 2 похожие картинки и найти в них заданное количество отличий (5, 10, 15).
Тест на внимание для компании людей

Испытуемый запоминает внешний вид других игроков, и выходит из помещения. Пока его нет, участники меняют в своем туалете небольшие детали. Задача вернувшегося – угадать, что изменилось в облике других игроков.
Запоминание внешности людей. Большинство не могут точно описать даже своих друзей и знакомых. Выделение и фиксация в памяти наиболее характерных людям признаков – отличный тренажер для развития мозга. Практиковаться можно в любое время (например, на прохожих или попутчиках в транспорте).
Тренировка памяти с помощью рисования. Особенно полезно изображать на бумаге предметы неправильной формы, с изгибами и неровностями. Можно начать с ветки дерева, цветка или природного камня.
Упражнение со спичками. Надо бросить на стол несколько спичек и запомнить за несколько секунд, в каком порядке они легли. Затем получившуюся фигуру следует восстановить по памяти. Если получается хорошо, количество спичек можно увеличить.
Зрительная гимнастика по методу Айвазовского. Этот художник-маринист писал картины по памяти после долгих наблюдений за морем. Нужно смотреть на объект около 5 минут, затем закрыть глаза и представить его как можно четче. Изображение переносится на бумагу со всеми деталями.
Игра для развития памяти “25 букв”. Участникам на полминуты показывается таблица с 25 клетками (5х5), в которой по горизонтали написаны следующие слова: олово, ветер, арена, мусор, омега. Таблица убирается, а игроки зрительно представляют картинку. Их задача – составить новое слово, двигаясь по таблице вверх, вниз, вправо или влево от установленной буквы.

Можно ли развить память

Память – это способность копить, сохранять и применять знания, умения. Она есть у каждого человека, является необходимым условием качественной жизни. Чтобы улучшить процесс запоминания и сохранения информации, можно развивать мозговую активность. Она поддается тренировке, при которой используются различные упражнения для развития памяти.

Обратите внимание! Определенные условия жизни способствуют улучшению процесса запоминания. Главное – стимулировать активность мозга, использовать методики по усвоению информации

Как развить память без упражнений:

  1. Человеку необходим полноценный сон, не менее 8 часов за сутки;
  2. Отказаться от вредных привычек и придерживаться принципов правильного питания. Прием здоровой пищи, богатой витаминами и полезными веществами, способствует развитию внимания, памяти;
  3. Физические нагрузки благотворно влияют на активность мозга. Достаточно небольшой разминки, но ежедневно. Можно качать пресс, простоять минуту в планке, покататься на велосипеде.

При желании и некотором упорстве создаются комфортные условия для развития памяти.

От чего зависит эффективность развития памяти и внимания?

<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506) ) ) { ?><?php } ?>
Одним людям везет: им от природы дается хорошая память и умение концентрировать свое внимание на деталях. А если человек с хорошими природными данными еще и не ленится проводить тренировки своей памяти и внимания, то он может достичь больших успехов в жизни

А если человек с хорошими природными данными еще и не ленится проводить тренировки своей памяти и внимания, то он может достичь больших успехов в жизни.

А вот некоторым нужно хорошо постараться, чтобы расширить возможности своей памяти и внимания.

При подготовке для вас этого материала на одном из форумов я вычитала жалобу одной читательницы о том, что, мол, ерунда это все: развитие памяти и внимания – пустая трата времени, не помогают эти ваши упражнения.

Автор материала (практикующих психотерапевт) не поленилась ответить девушке и популярно объяснила, что одних упражнений недостаточно, нужно действовать в комплексе и дала недоверчивой барышне еще несколько полезных советов, которыми я с удовольствием делюсь с вами.

На сегодняшний день, одним из лучших онлайн-сервисов по развитию и улучшению производительности памяти, внимания, мышления — является «Викиум».

Данный сервис построен на увлекательных и логичных играх, которые не дадут вашему мозгу и памяти «засохнуть»!

Если хотите:
Держать мозг в тонусе в течение рабочего дня
Дольше сохранять остроту и ясность ума
Улучшить обучаемость

Тогда кликайте по онлайн-сервису «Викиум» и начинайте развиваться уже сегодня!

Итак, увеличить продуктивность памяти и внимания можно, если:

Ставить перед собой одну задачу, а не несколько.
Вы не Юлий Цезарь, не пытайтесь одновременно делать все и сразу.
Если вы разговариваете с кем-то, то слушайте собеседника, а не лазайте попутно в своем телефоне.
Рассеивая свою память и внимание на несколько дел сразу, вы снижаете их эффективность.

Правильно питайтесь.
Если вы травите свой организм одной гадостью, то как можете требовать от своего мозга высокой эффективности?
Мозгу нужны фрукты, овощи, орехи, сухофрукты, жирные сорта рыбы, печень, говядина, зелень, яйца.

Не перегружайте свой мозг.
Знаете, как эффективнее всего тренировать мышцы в спортивном зале: такой системе «тренировка – несколько дней отдыха – тренировка».
С памятью и вниманием все точно так же.
Уставший мозг не способен эффективно работать.

Не ешьте всю подряд информацию.
Мы с вами живем в мире информационных атак, а наш мозг устроен так странно, что он стремится запоминать всякую гадость, зато с легкостью забывает то, что действительно важно.
Чтобы исправить это, не перегружайте его ненужной информацией.

Побольше физической активности и прогулок на свежем воздухе.
Это помогает насытить мозг кислородом, улучшить работоспособность и увеличить мозговую активность.
И, конечно же – никаких сигарет и алкоголя в большом количестве.

Тренировка концентрации внимания

Фокус внимания в современном мире нестабилен из-за стремительно меняющихся внешних условий. Медитация концентрации – популярная и результативная практика, которая поможет улучшить как функцию внимания, так и когнитивные способности в целом. В ходе тренировки ум учится фиксировать фокус на конкретных объектах, которыми может служить молитва, пламя свечи, четки.

Фокусировка на предмете. Принять сидячее положение, расслабиться, положить руки на колени, опустить плечи. Поместив перед собой любой объект (картина, ваза, статуэтка, настольная лампа), смотреть на него, не отрываясь и не отвлекаясь. Задача упражнения – не оценивать, не анализировать образец, а просто смотреть на него. Через некоторое время возможно изменение хода мыслей, которые перенаправляются на другие ситуации
В таком случае отстраниться от посторонних мыслей и вновь направить внимание на объект.
Периферическое зрение. Практика используется при подготовке профессиональных спасателей, пожарных, сотрудников особых подразделений
Главная цель упражнения – эффективно использовать периферический обзор, который обычно вытесняется туннельным (прямым) зрением. Тренировка проводится в тихом, спокойном месте. Принять удобную позу – сесть или встать. Не совершая движений головой, рассматривать, что находится сбоку, сверху и снизу от вас. Если спустя несколько минут, зрение автоматически направилось вперед, вернуть его в периферическую зону.
Созерцание. Фокус внимания направлен не только на внешние предметы. Подсознательно индивид обращается вглубь себя, к мыслям и эмоциям. Чтобы выполнять тренировку, нужно выбрать объект для созерцания – чувства, дыхание, сердцебиение. Принять сидячее положение, расслабиться, обратить внимание на выбранный объект. Если это дыхание, наблюдайте за ритмом, глубиной, движением живота в такт вдоху и выдоху. Перенаправив фокус на эмоции, осознайте, что вы чувствуете в данный момент

Важно избегать анализа, просто следить за своими переживаниями.

Чтобы повысить концентрацию внимания, лучше подходить к решению задачи комплексно, применяя на практике такие оздоровительные и совершенствующие разум методики, как индийская йога, в том числе, дыхательная йога (сударшан крийя), китайская техника тайчи (тайцзицюань).

Техника тайчи подразумевает медленное, плавное выполнение определенных движений

При выполнении движений внимание концентрируется на теле и изменении пространственного положения его частей. Методика помогает восстановить внутреннее равновесие пациентам с диагностированным синдромом гиперактивности и посттравматическим синдромом

Люди по-разному эмоционально реагируют на проблемы в своей жизни, неодинаково справляются со стрессами и трудностями. Медитация и специальные занятия помогают человеку с минимальными потерями для здоровья пережить трудную психологическую ситуацию, перенести страдания, выработать устойчивость к негативным воздействиям.

Упражнение «Чертоги разума»

‍Возраст: от 7 лет‍Что развивает: образное мышление, внимательность, логику. 

Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.

Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку. 

Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Упражнения для улучшения памяти. Упражнения для тренировки памяти

Для улучшения внимания и памяти специалисты рекомендуют перед умственной работой выполнять следующие упражнения:

•   Подготовка. Хорошенько, энергично потрите ладони друг о друга; разогрейте, разотрите кисти такими движениями, словно Вы их намыливаете и моете

Запястья также охватите вниманием. Их следует растереть, скользя вокруг запястья

Затем разомните, разотрите пальцы, от кончиков до оснований.

•   Упражнение 1. Для улучшения мозгового кровообращения, действуя одновременно обеими руками, надавливайте кончиками больших пальцев попеременно на кончики указательных; затем – на кончики средних; затем – на кончики безымянных и, наконец, на кончики мизинцев. Повторяйте надавливания по 15 раз.

•   Упражнение 2. Кончиками больших пальцев надавливайте на основание каждого пальца с тыльной стороны ладони, заставляя палец выпрямиться и наклониться к ладони под углом примерно 90 градусов. Не торопитесь. Выполняйте упражнение одновременно на обеих руках, всего 15-20 раз на каждый палец.

•   Упражнение-разминка для повышения внимания. Обе руки расположите на уровне груди. Одну из них сожмите в кулак, на второй пальцы выпрямите и подведите к кулаку, так чтобы безымянный палец и мизинец второй руки «смотрели» на боковую поверхность мизинца первой, сжатой в кулак. А теперь попеременно меняйте положение рук, то есть выпрямляйте сжатую и сжимайте выпрямленную. Такое упражнение помогает сосредоточиться, и долго его выполнять нет необходимости, достаточно 10-12 раз. Желательно каждую перемену рук сопровождать коротким резким, но тихим выдохом.

•   Как вариант такого упражнения, выполняют растирание большого пальца, сначала на одной руке, а затем на другой.

Свойство пластичности мозга, его способность создавать новые нейронные связи и восстанавливать разрушенные до глубокой старости, доказывает, что зрелый возраст – не помеха для развития.  Упражнения для развития памяти у взрослых обязательно принесут свои плоды, нужно только тренироваться и не сомневаться в успехе.

Особенности

Многие считают, что развивать память взрослому человеку ни к чему, потому что основы заложены с детства и, если с ребёнком не занимались, ничего исправить уже нельзя. Это частично может касаться речи или мышления, но только не способности запоминать и воспроизводить информацию. Её можно и даже нужно тренировать на протяжении всей жизни.

В молодом возрасте

С 20 до 30 лет память ухудшается чаще всего из-за черепно-мозговых травм, перенесённых инфекций, нездорового образа жизни, психотравмирующих факторов. Злоупотребление алкоголем, хроническое недосыпание, проблемы в отношениях и на работе — всё это отрицательно сказывается на функционировании мозга. Чтобы исправить ситуацию, в первую очередь надо привести в порядок свою жизнь. А затем уже подобрать соответствующие тренажёры и комплексы упражнений. Как правило, в этом возрасте всё ещё не так запущено, и можно спокойно заниматься в домашних условиях по 5-10 минут в день.

В среднем возрасте

С 30 до 40 лет взрослые начинают развивать память чаще всего с целью самоусовершенствования, чтобы больше и лучше запоминать пласты информации, необходимые для успешного продвижения на работе. Это отлично помогает справляться со всеми возложенными обязанностями и попутно повышает IQ, так как подобные методики работают над улучшением ещё и мыслительных процессов. Для этого возраста можно посоветовать достаточно сложные для освоения современные мнемотехники вроде «Джордано».

Серьёзные проблемы начинаются с 40 до 50 лет. В организме происходят гормональные изменения, запускаются процессы старения, замедляется метаболизм, что не лучшим образом сказывается на функционировании мозга. Самое время заняться развитием своих способностей, или с каждым годом ухудшение будет только прогрессировать: провалы будут всё более глубокими и затяжными. В день нужно уделять этому уже не менее 15 минут.

В пожилом возрасте

Если взрослые своевременно занимались развитием памяти и успели к 50-летнему рубежу добиться на этом поприще определённых успехов, они почувствуют, насколько это было полезно. Во-первых, проблем обнаруживается гораздо меньше, чем у тех, кто никогда не слышал о мнемотехниках и нейробике. Во-вторых, это отличная профилактика старческого склероза и маразма, болезней Альцгеймера и Паркинсона.

Если регулярно (=ежедневно) выполнять упражнения, даже после 60 можно ходить в магазин без списка продуктов и по памяти спокойно набирать телефонный номер сына или дочери. Чем больше времени уделять этому в пожилом возрасте, тем эффективнее будут работать используемые методы. Но по поводу их выбора лучше проконсультироваться с врачом.

Тренировка памяти

Многие люди жалуются на плохую память, мечтают сделать процесс запоминания простым и результативным. Память – совокупность способностей, которые направлены на адекватное восприятие, накопление и хранение информации с целью последующего воспроизведения и использования этих данных. Функция забывания предусмотрена для разгрузки мозга, чтобы предотвратить нервное перенапряжение. Индивид быстрее забывает сведения, которые ассоциируются с негативными эмоциями, сильными переживаниями.

Люди часто забывают выполнить работу или дело, которые вызывают неприятные чувства. Чтобы улучшить концентрацию внимания и память, необходимо разобраться в характере сбоев, определить, как нарушение связано с состоянием здоровья и условиями жизни. Регрессивное изменение функции запоминания обычно коррелирует с повреждением мозгового вещества вследствие перенесенных заболеваний ЦНС и черепно-мозговых травм. На ухудшение памяти влияют факторы:

Образ жизни. Нездоровое питание, вредные привычки, недостаток полноценного сна и отдыха негативно сказываются на работе мозговых структур.
Дефицит кислорода, витаминов, минералов и другие нутриентов

Чтобы улучшить память, необходимо чаще бывать на свежем воздухе, питаться разнообразно, употребляя полезные продукты.
Стрессы и тревога отвлекают внимание, что приводит к ухудшению запоминания.

Обилие информации – важный влияющий фактор, который в совокупности с другими причинами может спровоцировать нарушения в деятельности отделов мозга. Мозг перегружается от переизбытка поступающих данных и перестает выполнять функции. Различают виды памяти:

  • Кратковременная. Информация, актуальная на данный момент. Она может быстро стать ненужной. Примеры: имена новых знакомых, их адреса, место работы, телефоны. Если встреча была единичной, скоро запомненные сведения теряют актуальность и удаляются из памяти (забываются).
  • Долговременная. Данные, которые имеют большое значение в течение всей жизни. Примеры: дни рождения членов семьи и другие памятные даты, важные события, профессиональные знания, которые необходимы каждый день для организации рабочего процесса.
  • Непосредственная. Воспринятая информация забывается сразу за ненадобностью в будущем. К примеру, человек заполнил бланк на почте и забыл об этом.

Бета-ритмы играют роль диспетчеров кратковременной памяти, периодически удаляя из нее устаревшие, не использующиеся сведения. При погружении в состояние медитативного транса, мыслительная деятельность замедляется, активность бета-волн снижается, что у некоторых людей вызывает сомнения при оценке эффективности медитации в тренировке процесса запоминания.

Механизм влияния медитации, применяющейся для улучшения памяти, взаимосвязан с изменением морфологического строения мозговой ткани. Результаты исследований показали, у людей, регулярно практикующих медитацию, повышается плотность мозгового вещества гиппокампа. Этот отдел мозга отвечает за функцию памяти. Кроме медитации нужно делать специальные упражнения для улучшения памяти и внимания:

Замечать окружающие мелочи

Выполняя элементарные действия, концентрируйте внимание на деталях. Разговаривая по телефону, посмотрите в окно и проследите за случайным прохожим.
Не отвлекаться

Четко обозначьте задачу, чтобы сосредоточиться на ее выполнении. Если нужно найти в ящике ручку, ищите и берите только ее, не переключаясь на выполнение посторонних действий.
Использовать ассоциации. Ассоциативное мышление позволяет быстро запоминать сложные сведения. Если нужно запомнить строчку из стихотворения, подключите воображение и представьте картину. Вызвав в памяти запечатленный образ, будет проще вспомнить слова.

Развивающие игры с разумом предполагают задействование всех ассоциативных зон мозга для стимулирования их активности. Чтобы тренировать навыки запоминания, можно перед сном мысленно вспомнить всех знакомых и незнакомых людей, которые встретились в течение дня. Выделить мельчайшие детали их образа – особенности поведения и мимики, эмоции, предметы одежды, прическу, фразы, обращенные к вам.

Авторские методики

Методика Домана

Другие названия: паттернинг, методика Домана-Делакато.

Суть: начинать развивать основные психические процессы с раннего детства.

Основные принципы:

  • начало занятий — с 6-месячного возраста;
  • только позитивный настрой: всегда хвалить, поощрять, не кричать, не наказывать;
  • заниматься только в благоприятной атмосфере, когда у ребёнка есть желание и хорошее настроение;
  • занятия должны быть короткими, чтобы он не успевал уставать;
  • применять разнообразный, но построенный в логической последовательности материал;
  • регулярный характер занятий;
  • отсутствие контрольных и проверочных занятий на оценку.

Многим детским психологам и воспитателям методика Домана позволяет активно и многосторонне подготовить ребёнка к школе. По мнению Гленна, с 6-7 лет начинается уже чистое обучение, которое вытесняет процессы естественного развития.

Методика Монтессори

Другие названия: методика раннего развития.

Суть: предоставить ребёнку полную свободу в развитии, особое внимание этому уделять в раннем возрасте. Основные принципы:. Основные принципы:

Основные принципы:

  • чем раньше начинаются тренировки — тем лучших результатов можно добиться;
  • опора именно на непроизвольную память: ребёнок сам выбирает формы, методы и техники занятий;
  • поэтому основная деятельность — игровая;
  • занятие заканчивается тогда, когда он устаёт;
  • взрослые играют роль наблюдателя;
  • мнемонические способности развиваются вместе с интеллектом, воображением, моторикой, логикой и речью.

В отличие от Гленна Домана, методика Монтессори охватывает не только возраст до 6 лет, но и школьный период жизни.

Ещё целый ряд развивающих методик:

  • Говарда Гарднера (США) — изучение английского языка с пелёнок (за счёт словарного запаса расширяется объём сохранённой информации, которую постоянно нужно воспроизводить).
  • Самбурской А. А. (Россия) — все занятия проходят под музыкальное сопровождение, которое активизирует работу мозга и улучшает кровообращение.
  • Дьеныша З. П. (Венгрия) — с помощью логических задач.
  • Зайцева Н. А. (Россия) — обучение чтению с ранних лет. Складовой принцип с помощью специальных кубиков.
  • Сесиль Лупан (Бельгия) — индивидуальный подход на любом возрастном этапе.
  • Супругов Никитиных (Россия) — опора на непроизвольную память и личностный опыт.
  • Макато Шичида (Япония) — развитие феноменальной фотографической памяти с раннего возраста.

Авторские методики представляют собой целую педагогическую систему и используются чаще всего в детских садах, школах и развивающих центрах. Однако и родителям тоже полезно заимствовать из них определённые идеи.

Другие эффективные методы

Иные методы, которые включает мнемотехника, также основываются на восприимчивости человека. Реализуется главный принцип — применение визуальных, звуковых и чувственных представлений, абстрактных объектов и понятий.

  • Метод повышенного интереса предполагает, что наиболее отчетливо запоминаются вещи и события, вызывающие любопытство. Продуктивно запоминается информация, которая может принести пользу. В плане реализации оперативной памяти нужно оценить выгоды от освоения материала.
  • Повторение — наиболее популярный способ тренировки памяти. Его плохая сторона в том, что развивается не долговременная, а кратковременная память. Но для некоторых случаев это самая подходящая методика. Упражнение на развитие слуховой памяти может осуществляться именно при повторении.
  • Сущность метода сбора и накопления информации — запоминать сведения из различных источников об одном и том же. Примером является изучение предмета по нескольким учебникам. Иначе изложенная информация дополняет предыдущую, обеспечивая лучшее понимание и восприятие. В плане достижения цели запоминания происходит развитие оперативной и долговременной памяти.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector