Как развивать креативность и творческое мышление
Содержание:
- Разрешите себе играть
- Тесты на творческое мышление
- Нейрофизиология и характеристики творческого мышления
- Практические приемы тренера на тренинге по развитию креативности
- Кристоф Ниманн «Скетчи по воскресеньям»
- Что такое креативность
- Упражнения на развитие креативности
- Нетология
- Упражнения на развитие креативного мышления
- «Поток». Михай Чиксентмихайи
- Проявляйте любопытство и удивляйтесь
- Тренировка творческого мышления
- Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
- Главные составляющие креативности
- «Визуальные заметки». Майк Роуди
- Упражнения для развития креативного мышления у взрослых
- Как убить креативность
- ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления
Разрешите себе играть
Стресс мешает нам получить доступ к нашему подсознанию, поэтому трудно быть креативным, когда мозг сталкивается с этим давлением. Когда мы работаем, мозг находится в состоянии стресса и не может сосредоточиться на историях, печалях и радостях, которые определяют нас и не могут быть запрограммированы в машину. Но когда мы играем, мы можем восстановить эти связи, потому что становимся наблюдательнее и можем легче менять перспективу. Вот что помогает нам находить инновационные решения сложных проблем.
Поэтому я стараюсь, чтобы в моих днях всегда было немного игр или юмора — того, что заставляет меня улыбаться. Например, на Рождество я играл с моими племянницами и племянниками и создал зоопарк и машину из коробок.
Одно из таких упражнений — «рассказчик». В группах по три человека каждый по очереди выступает в роли рассказчика, в то время как другие берут у него интервью, чтобы узнать о забавной профессии, которую я ему выбираю (например, «портной для жирафа»). Эта предпосылка позволяет каждому члену группы тренировать свои творческие способности.
Тесты на творческое мышление
Конечно, когда вы поняли, как полезно быть креативным человеком, вы захотите узнать, насколько творческое мышление развито у вас. Поэтому ниже даю вам перечень тестов, которые помогут диагностировать уровень креативности.
- “Тест Торренса”. Это один из лучших тестов, которые измеряют креативное мышление. Вам нужно ответить на вопросы, не долго задумываясь об ответах, тогда вы получите правдивые результаты. Это вербальный тест, но эта методика имеет еще и образную часть, где следует дорисовать линии по своему усмотрению. Такая методика проводится специалистом.
- “Тест на креативность”. Ответив на 20 вопросов, вы поймете, умеете ли вы мыслить креативно, творчески. Тест не научный, но с помощью него можно понять себя.
- “Диагностика креативности Е. Туник”. Вам следует ответить на 50 вопросов, помогающих понять себя. После прохождения теста ваши результаты будут разделены на 4 подкатегории: склонность к риску, воображение, любознательность, сложность.
- “Тест дивергентного (творческого) мышления” Вильямса. Это очень показательный тест, по которому можно определить уровень креативности как ребенка, так и взрослого. По инструкции следует дорисовать 12 изображений, и результаты оцениваются по нескольким критериям. Лучше этот тест проходить со специалистом.
Тест Торренса
Один из самых популярных инструментов диагностики для определения уровня творческого мышления — тест Торренса. Настоятельно не рекомендуется проводить его самостоятельно. Это специфический инструмент психодиагностики, требующий профессионального подхода, особенно — при интерпретации результатов. Поэтому лучше обратиться за помощью к профильному специалисту. Представленная ниже разработка дана исключительно для ознакомительных целей.
Полное название: «Тест творческого мышления П. Торренса».
Диагностируемый возраст: дошкольный, 6-7 лет. Есть более усложнённые варианты теста, который можно проводить в период 8-20 лет.
Основная задача: определить уровень креативности.
Условия проведения теста:
- Нельзя изменять в тесте ни одного слова, дополнять или убирать какие-либо картинки.
- В точности соблюдать лимит времени, отведённый на выполнение заданий, — не более 45 минут, включая объяснения и чтение инструкций.
- Перед проведением теста нужно создать спокойную, благоприятную атмосферу.
- Среди дошкольников тест проводится в индивидуальном порядке.
- Взрослые должны подробно разъяснить детям все непонятные моменты.
Картинки к тесту:
Вербальное мышление
Изобразительное творческое мышление
Словесно-звуковое творческое мышление
Интерпретация результатов
Каждое задание оценивается по следующим критериям:
Результаты теста обрабатываются исключительно профессиональным психологом, прошедшим специальную подготовку. На их основе делается вывод об общем уровне развития творческого мышления у ребёнка, а также о степени сформированности вербального, изобразительного и словесно-звукового его подвидов.
Нейрофизиология и характеристики творческого мышления
Учёные Джон Куниос (John Kounios, Дрексельский университет) и Марк Биман (Mark Beeman, Северо-западный университет) с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии обнаружили различные данные, имеющие отношение к творческому мышлению.
- Активность мозга, связанная с обработкой визуальной информации, прекращает свою работу на 300 миллисекунд раньше того, как активируется творческое мышление. Это явление аналогично тому, когда мы закрываем глаза и смотрим в пустоту, чтобы подавить стимулы. Этот вывод подтверждает необходимость глубокого самоанализа для стимуляции творческого мышления.
- Когда творческое мышление начинает свою работу, наблюдается всплеск активности в правой височной доле головного мозга (чуть выше уха). Правая височная область является зоной, которая отвечает за связь элементов, отдаленных в пространстве и во времени. Благодаря этой связи с воспоминаниями из прошлого возникают ассоциации со стимулами из настоящего, что способствует появлению новых креативных идей.
- Также наблюдается активность альфа-волн, которые возникают в правом полушарии и расширяют серое вещество, способствуя (опять же) созданию ассоциаций. Альфа-волны – это электрические колебания головного мозга, которые появляются в тот момент, когда мы расслаблены или закрываем глаза. Появление альфа-волн имеет решающее значение в развитии творческого мышления. Мартинес Отеро (Martínez Otero) по этому поводу говорит следующее: «Озарения (англ. insights) и гениальные идеи приходят в тот момент, когда происходит изменение альфа-активности мозга, и концентрация является рассеянной».
Когда мы даём свободу разуму, мы поощряем наше творческое мышление. Моменты, в которых активируется творческое мышление, часто случаются, когда мы отвлекаемся. Мозг определяет приоритеты выделения дополнительных ресурсов для решения сложных задач, оставляя решение самых простых задач в автоматическом режиме
По этой причине так важно находить время, чтобы снизить сознательную активность мозга и раскрыть его творческий потенциал
Практические приемы тренера на тренинге по развитию креативности
В любой профессии и среде быстрее решаются задачи и возникающие проблемы. На примере обучения менеджеров по продажам, могу поделиться накопленным опытом. Размышлениями и вопросами множества сотрудников, которые уже «прокачали» свою креативность.
В начале тренинга участники делились примерно одинаково – 50 на 50. Тот, кто считал себя креативным человеком, и тот, кто думал, что творчество не его конёк. После прохождения оставалось всего около 10% убежденных, что креативности нужно долго учиться.
Вы тоже не уверены в своих креативных способностях?
С группой участников был проведен такой маленький эксперимент. Один участник взял в руки пластмассовый стаканчик. Задача – передать по кругу предмет разным способом, ни разу не повторяясь. Стаканчик передается оригинальными способами и проходит 3 круга.
Первый круг сотрудники «раскачивались» и долго думали о способе передачи. Потом дело пошло быстрее, а в конце хотелось еще продолжить игру, остались неисполненные способы передачи стаканчика.
Человек, обрабатывая задачу, сначала сопротивляется новому, но попробовав, вкусив удачу, начинает азартно и главное, быстро, генерировать идеи. Дан пуск нашему воображению.
Поэтому, чтобы развить креативность, нужно немного «запустить» фантазию. Разрешить себе выйти за рамки привычной картины мира.
Знаете, что мешает креативному мышлению?
Препятствия на пути к творческому мышлению:
- Стремление к определенности.
Человеческий мозг мыслит образами. И если не хватает какой-то части в образе, человек склонен дорисовывать «целое» на свой лад. Знаете притчу про слепых и слона. Там где, каждый слепой, трогая ближнюю часть слона (ногу, хобот, уши), дорисовывал свою картину мира. В реальности, событие или предмет может быть совсем не таким, как мы его «дорисовываем».
- Страх ошибки.
Известный американский писатель Элберт Хаббард говорил: » Величайшая ошибка в жизни, которую вы можете допустить, это пребывание в постоянном страхе перед возможностью совершить ошибку »
Не бойтесь ошибаться. Лучше несколько раз ошибиться, но найти правильное решение, чем не рисковать и не достичь результата. Чем больше разных предложений, тем больше результативных, правильных решений в итоге. Статья, как победить страхи и тревоги.
- Низкая самооценка. Этой теме посвящена отдельная статья – как повысить самооценку. Статья про самооценку здесь.
- Стереотипы.
Наши знания, багаж, опыт с одной стороны нас поддерживают, с другой стороны нас ограничивают.
Хотите еще маленький прием?
Быстро скрестите руки. Как получилось? Слева-направо или наоборот. Понаблюдайте за собой, Вы всегда скрещиваете руки на груди так, как привыкли это делать. А теперь попробуйте поменять руки. Это трудно без тренировки.
Так и с воображением. Человек мыслит привычными категориями, и чтобы «выйти за рамки» ему нужно потренироваться.
Есть много простых упражнений, которые развивают креативное мышление.
Кристоф Ниманн «Скетчи по воскресеньям»
Кристоф Ниман предлагает научиться креативности, регулярно тренируясь. Основой креативности является сила воли, упорство, умение достигать целей. Полезная книга написана по мотивам жизненных заметок журналиста в колонке New York Times.
Кристоф Ниман приводит ситуации из своей биографии, творческой жизни знакомых. Описывает распространенные страхи творческих людей, советы по преодолению страха. Пособие помогает обрести вдохновение, получить заряд энергии, преодолеть проблемы. Издание содержит 300 красочных иллюстраций. Остроумные рисунки по темам сделают читателя счастливей.
Что такое креативность
Понятие креативности происходит от английского слова «creativity», что в переводе означает «создание, созидание».
В психологии креативность это:
- умение создания интересных идей;
- предложение неожиданных решений проблем;
- отклонение от привычных алгоритмов мышления.
Креативность близка по сути такому понятию как творчество, но не идентична ему. Творчество подразумевает процесс создания: предметов искусства, живописи, музыки, литературы. Креативность представляет собой особое свойство человека, которое позволяет заниматься творчеством. Таким образом, творческая личность всегда креативна, это обязательная ее характеристика.
А. Маслоу, создатель пирамиды потребностей считал, что на самом высшем уровне среди нужд и желаний человека является самоактуализация – выражение во вне индивидуальных черт индивида. У каждого из нас есть что-то отличное от других людей и только через творческое начало мы можем предъявить это миру.
Действовать креативно, значит поступать вопреки установленным шаблонам и рамкам. Авторы всех великих и не очень открытий и изобретений являются креативными людьми. Первым креативщиком была человекообразная обезьяна, которая использовала палку вместо руки для того, что сбить банан с куста.
Изначально креативность рассматривалась как составляющая часть интеллекта, причем, в прямо пропорциональной зависимости: чем выше творческий потенциал, тем выше интеллект. Однако, в дальнейших исследованиях эта теория не подтвердилась. Высокий интеллект, т.е. умение мыслить логически, стройно, масштабно иногда даже мешает креативности. Человек настолько уверен в своих базовых знаниях, так логично выстроил картину мироздания, что выход за рамки установленных шаблонов не представляется возможным.
Случается и так, что у человека в научной среде, обладающего обширными познаниями и опытом, рождаются креативные мысли, но воплотить в реалии он их не может в связи с низкой самооценкой, страхом и т.д.
Развитие креативных способностей базируется на двух вещах:
- Понимание индивидом существующей проблемы и недостаточности или противоречивости имеющихся у него ресурсов (знаний и навыков) для ее решения. Особая чувствительность по отношению к возникшей ситуации, наличие фрустрации.
- Желание решить вопрос, найти выход, подтвердить или опровергнуть существующие решения и гипотезы.
Таким образом, креативность — это явление, близкое по смыслу к творчеству и интеллекту, но являющееся обособленным понятием в психологии. Креативными считаются дети, которые еще не обладают установками и знаниями, мешающими творчески подходить к вопросу.
Упражнения на развитие креативности
Необходимо регулярно практиковать упражнения на развитие креативных способностей. Каждый день нужно выполнять задания и применять знания на практике
Важно превратить в привычку думать всегда нешаблонно.
Упражнение 1. Круги
Постарайтесь нарисовать в каждом круге разные изображения. Проявите фантазию, не повторяйтесь. Старайтесь выполнить это задание минимум за 3 минуты.
Упражнение 2. Мозговой штурм
Это прекрасное упражнение для мозга. Развивает способность нестандартного подхода к любой ситуации. Оно может проводиться как в команде из нескольких участников, так и индивидуально.
Ситуация. Вначале определяется проблема, которую нужно решить.
Идеи. На листке бумаги нужно написать всевозможные идеи по ее решению. Каждый участник пишет свои мысли отдельно
Важно записывать все, что приходит в голову, даже абсурдные идеи.
Отбор креативных решений. Проводится зачитывание всех вариантов решения проблемной ситуации
После обсуждения группой выбираются самые лучшие идеи.
Упражнение 3. Ассоциации
Данное упражнение развивает ассоциационное воображение и улучшает мыслительные процессы. Нешаблонные ассоциации — основа креативных мыслей.
Например, берем слово «машина». Далее называется слово, которое ассоциируется с этим словом. И так по цепочке придумываем ассоциации к предыдущему слову
Важно все делать быстро, не задумываясь записывать первую приходящую на ум ассоциацию
Упражнение 4. Безумный архитектор
На листке бумаги записываем 10 слов-существительных, которые придут вам в голову.
Теперь представим себя в роли архитектора, которому нужно начертить проект дома. Перед вами листок со списком из 10 слов, которые должны быть использованы в проекте дома.
Например, если вы написали слово «персик», то изобразите занавески на окнах с этим фруктом. Если в вашем списке есть слово «вода» — соорудите фонтан у дома.
Упражнение 5. «100 идей»
Суть данного упражнения заключается в том, что за 1 час нужно придумать как можно больше вариантов использования какого-то предмета.
Например, слово «кирпич». Запишите 100 идей по применению кирпича. Вначале у вас будут привычные стандартные решения. Далее идеи станут более оригинальными и нестандартными.
После 50 варианта мозг начнет напрягаться и произведет абсолютно нестандартные решения.
Упражнение 6. Вопросы
Для нестандартного подхода к обычным вещам используйте технику «вопросы». С помощью нее вы научитесь по-новому смотреть на повседневные вещи.
- Почему? Ставьте все под сомнение. Сомневайтесь в общепринятом мнении.
- Что, если? Проявите любознательность, исследуйте мир и новые возможности.
- Почему нет? Идите к позитивным переменам, осознавая факторы и ограничения вещей.
Упражнение 7. Найти другое применение предмету
Проделывайте это упражнение с разными предметами, которые вас окружают. Например, табурет. Как его можно применить нестандартно? Как стол. Перевернуть и использовать как подставку для елки.
Упражнение 8. «Шесть шляп» Эдварда де Боно
Вам необходимо подготовить шесть шляп разного цвета. Надевая поочередно одну из них вы проделываете определенную тренировку для мозговой деятельности отношению к случайному предмету.
- Белая — внимательно и беспристрастно проверить все факты.
- Черная — отыскать недостатки.
- Желтая — проанализировать преимущества.
- Зеленая — придумать еще несколько идей.
- Красная — эмоционально отреагировать.
- Синяя — подвести итог проделанной работе.
Нетология
Креативное мышление и генерация идей
(нужно зарегистрироваться, чтобы посмотреть страницу курса)
Ежедневно каждый человек сталкивается с задачами, которые требуют гибкого творческого мышления. Эти задачи мы решаем как в повседневной, так и в профессиональной жизни.
Например,
- какую идею презентовать клиенту?
- какой цвет обоев выбрать для новой квартиры?
- как решить конфликтную ситуацию?
- как достичь своей заветной цели?
На курсе Марина Одношевина расскажет, как расшевелить мозг и проявить творческий потенциал, стать свободным и раскованным в своем мышлении. Участники научатся думать «без цензуры», поддерживать мотивацию и производить оригинальные идеи, которые помогут выйти даже из самых сложных жизненных и рабочих ситуаций.
Упражнения на развитие креативного мышления
Чтобы
развить креативное мышление, задание должно иметь несколько вариантов решения,
а также предполагать элементы творчества (свободы в выборе и принятии решений).
Приведем несколько заданий:
«Цепочки из ассоциаций» — одно из
самых интересных упражнений для развития креативности. Его используют на
актерских факультетах театральных училищ.
Суть этого задания сводиться к следующему: выбираются два случайных слова (лучше, если это будет существительное). Ребенку необходимо составить историю, в начале которого было бы первое слово в цепочке, а заканчивалась бы она предложенным последним словом. Для более чистого упражнения слова выбираются у других учеников.
В цепочке
может быть использовано столько «слов-связок», сколько необходимо. Начинать
лучше с двух-трех.
Например, будем использовать следующие открытые слова-связки: «собака», «деревня», «кресло».
«Семья
часто уезжала в деревню. Собаку брали с собой. Она любила бегать по деревенским
лугам, но скучала по городу. Вернувшись в городскую квартиру, собака часами
лежала в своем любимом кресле.»
Программа развития творческих способностей может включить и это упражнение «Создай загадку». Суть его проста. Необходимо при помощи вопросов найти одинаковые предметы, а затем составить из них загадку. Вот предположительный перечень вопросов:
Какие
предметы или живые существа действуют одинаково?
У
предметов есть похожие признаки?
Пытаться
угадать, что это за объект? Определить его в нескольких сравнениях (зеленый,
круглый, мягкий и т.д.).
Упражнение
«Новое свойство старого предмета»
— одно из самых любимых студентами театральных вузов (на развитие воображения и
креативности).
Ведущий называет какое-нибудь слово, а другим игрокам по очереди необходимо придумать разное применение одному и тому же предмету. Кто назвал больше всего применений (пусть и не совсем правдоподобных), тот и самый креативный.
В качестве примера возьмем «стакан»:
- слушать, что твориться за стеной;
- играть. как на музыкальном инструменте;
- раскатывать тесто;
- использовать при рисовании(обводить стакан);
- применение в качестве формы(делать круг из теста под пельмени);
- использовать, как подставку, чтобы что-нибудь достать и т.д.
Таким образом развивается фантазия, образное мышление, нестандартный подход к решению различных задач.
«Поток». Михай Чиксентмихайи
Книга на Ozon.ru
Всегда поступай так, как будто будущее Вселенной зависит от того, что ты сделал, и смейся над собой, если ты думаешь, что твои дела что-то меняют.
Профессор психологии Михай Чиксентмихайи считает, что любой человек способен создавать новые идеи. Для этого нужно только начать, почувствовать вдохновение и оказаться в состоянии «потока». В нем человек настолько поглощен своим делом, что выполняет все задачи без затруднения.
В таком состоянии эмоционального подъема музыканты создают свои лучшие хиты, а художники пишут непревзойденные картины. Но такое состояние свойственно для каждого человека, и автор объясняет, как его достигнуть.
Проявляйте любопытство и удивляйтесь
Становясь взрослыми, люди теряют это свойство или стесняются его проявлять
Забудьте о том, что думают окружающие, интересуйтесь тем, что привлекло внимание, узнавайте малейшие детали. Любопытство помогает не только узнать новые факты, но и набраться опыта
Попробуйте побыть немного ребенком, ведь дети так любопытны, а образное мышление у них только развивается. Задавайте больше вопросов. Спрашивайте о любых привлекающих вас явлениях, но не просто узнавайте ответ, а анализируйте, применяйте новый факт к разным обстоятельствам. Это поможет развить абстрактное мышление и научиться мыслить более широко.
Монотонная работа, скучная жизнь – и вот мы перестаем удивляться, а ведь в мире так много интересного. Удивление – это способность восхищаться окружающим миром. Удивление и любопытство часто идут рядом, и это неслучайно. Невозможно развить творческое мышление без умения удивляться и проявляться любопытство.
Тренировка творческого мышления
Одним из лучших способов держать в тонусе творческие способности и развить остроумие и креативность в речи считается метод ассоциаций. Есть несколько вариантов этого полезного упражнения, для достижения лучшего результата их можно чередовать.
Например, метод ментальных карт, изобретенный Т. Бьюзеном. Он способствует лучшему запоминанию идей и, соответственно, более быстрому поиску решений. В центр листа помещается изображение ключевого понятия, которое нужно раскрыть. Все ассоциации, даже самые невероятные, записываются на ветвях, идущих от центра. Хорошо подкреплять записанное схематическими рисунками. Вы удивитесь, насколько необычными могут получиться новые ассоциации.
Метод фокальных объектов. Его автор, американский ученый Ч. Вайтинг, считал, что можно добавлять к основному объекту признаки других предметов, получая абсолютно нестандартную идею.
Работая над вопросом о том, как развить креативность мышления, стоит использовать тренировки по этому методу. Это позволит взглянуть на банальный предмет под нестандартным углом зрения и придумать действительно необычное решение. Как это работает:
- Выбираем предмет, над которым будем работать (фокальный предмет).
- Выбираем случайные объекты (несколько разрозненных слов из книги, предметы обстановки).
- Записываем свойства выбранных случайных объектов и пробуем эти свойства мысленно добавить к фокальному предмету.
- Полученные варианты анализируем и развиваем при помощи метода ассоциаций.
- Из полученных решений выбираем самое интересное и жизнеспособное.
Этот метод широко применяется при создании рекламы новых продуктов, продумывании новых маркетинговых ходов. Также его стоит использовать для совершенствования творческих способностей.
Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
Дмитрий Чернышев рассказывает: мир развивается благодаря 1% людей, мыслящих иначе, чем 99% людей. Каждая персона способна научиться мыслить нестандартно. Креативность — важная норма здоровой жизни, а не признак успеха.
Значительная часть человечества не задействует полный объем ресурсов мозговой коры. Люди выбирают жить по привычке, использовать шаблоны. Дмитрий Чернышев рассказывает методики психологической активации разума для достижения счастья.
Пособие содержит познавательные факты, истории, загадки, игры, головоломки, сказки. Автор показывает привычную жизнь под новым углом. Выполнив задания правильно, вы почувствуете результат.
Главные составляющие креативности
Основные составляющие креативности были сформулированы и охарактеризованы известным американским психологом и исследователем креативности Эллисом Полом Торренсом. Он выделил 5 основных составляющих, используя которые можно определить степень креативности конкретного человека.
- Беглость – умение человека в короткие промежутки времени выдавать большое количество идей. Человек, у которого данный навык действительно развит, способен в течение минуты придумать более 20 оригинальных способов использования какого-либо предмета, к примеру, карандаша.
- Гибкость – умение разносторонне подходить к решению возникающей проблемы, а также использовать разнообразные алгоритмы и способы ее решения. Благодаря гибкости у человека появляется возможность довольно быстро определять связи с различными явлениями, выделять закономерности, а также находить общие части у, казалось бы, несовместимых объектов.
- Оригинальность – навык человека генерировать уникальные, нестандартные или совершенно неожиданные идеи, а также отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность позволяет человеку преодолевать любые экстренные ситуации.
- Разработанность – умение дополнять и развивать все сформированные уникальные идеи. Подобная черта характерна для различных инженеров и конструкторов.
- Сопротивление замыканию – навык, благодаря которому человек всегда остается открытым для восприятия новой информации. Это позволяет не зацикливаться на одной из сторон объекта, а подбирать именно то решение, которое кажется наиболее подходящим. Подобная черта характера и личности способствует постоянному расширению кругозора, а также накоплению полезной информации.
«Визуальные заметки». Майк Роуди
Книга на Ozon.ru
Скетчи раскрепощают. Вы можете позволить себе пренебречь мелкими деталями и при этом выражать самые важные идеи. Выражение идей с помощью рисунков и текста одновременно помогает увидеть полную картину. Кроме того, это весело.
Хороший способ искать новые идеи — начать рисовать. Быстрые наброски и зарисовки запустят мыслительный процесс и помогут визуализировать образы, которые крутятся в голове.
Книга «Визуальные заметки» — это иллюстрированное руководство про то, как быстро зарисовывать свои мысли, делать конспекты с помощью рисунков и объяснять идеи окружающим.
Майк Роуди, профессиональный иллюстратор, говорит, что рисовать умеет каждый, независимо от профессии, опыта и талантов. Ведь вся суть скетчей не в прорисовывании мельчайших подробностей, а в визуализации идей на бумаге.
Упражнения для развития креативного мышления у взрослых
В психологии есть специальные упражнения, которые нацелены на улучшение способности мыслить креативно. Самыми распространенными из них являются:
- нестандартный подход;
- онлайн тренажеры мозга;
- игры.
Нестандартный подход
Упражнение «нестандартный подход» имеет несколько вариаций. В первом случае можно выбирать любую картинку и выдавать как можно больше информации о том, что на ней изображено. В другом случае психологи рекомендуют читать тексты наоборот: или сверху вниз, или справа налево. Это не так легко, как кажется, на первый взгляд. Известно, что за креативное мышление отвечает правое полушарие мозга. Для развития этого полушария можно использовать упражнение на зеркальное отображение картинок, которое предлагается сделать самостоятельно.
Онлайн тренажеры мозга
При наличии свободного доступа в интернет заниматься улучшением креативности не составит труда в любом месте. Для этих целей можно использовать время нахождения в общественном транспорте. Посредством планшета или телефона можно проходить онлайн тренажеры для мозга или онлайн тренинги, которые проводятся с определенным количеством людей. Задания на развитие креативности:
- Таблица Шульте;
- Анаграммы;
- Пятнашки;
- Таблицы Горбова и т.д.
Таблица Шульте
Игра «Белогривые лошадки»
Одним из методов развития креативности является игра «Белогривые лошадки», которая нацелена на пробуждение воображения. Для того чтобы играть в эту игру, не надо тратить никаких средств. Если есть возможность провести 30 минут на природе или свежем воздухе, можно начать изучать облака. Каждому облаку следует давать характеристику, наблюдать за их движением, сравнивать форму облаков, их вид с животными или предметами. На первых порах описание облаков будет довольно скудным. Но уже через неделю каждодневной тренировки об одном облаке можно будет написать небольшой рассказ.
Развитие креативного мышления не будет лишним ни для кого. Эта способность поможет стать успешнее не только в мире бизнеса, но и романтических отношениях или самосовершенствовании. Учитывая, что формирование ее приходится на момент дошкольного развития, а развивается она на протяжении всей жизни, то тренировать ее не составит труда. На сегодняшний день креативность мышления является одной из самых востребованных способностей человека, исключая базовые.
Как убить креативность
Креативность – это врожденный навык. Все дети – творческие гении, но уже к 3–4 классу, благодаря взрослым, эта способность постепенно исчезает, вследствие:
- Получения наград. Именно они препятствуют развитию фантазии и изучению окружающего мира. Во время конкурсов дети редко увлекаются процессом творения, в их задачу входит получение приза.
- Помощь наставников. Все задумки детей, даже мелочи, контролируются взрослыми. Ребенок не учится риску и не проходит через ошибки, польза от которых несомненна.
- Отсутствие выбора. Все взрослые знают, как надо делать правильно. Они навязывают свое мнение детям, не давая им мыслить. При этом исключается возможность нескольких верных ответов или альтернативных решений.
- Планы. Наличие расписания, обязательное посещение кружков, дополнительных занятий не дают детям скучать и прекрасно дисциплинируют. При этом у ребенка просто не остается времени на самого себя, свои фантазии и идеи.
Читайте далее: Развитие психики
Начиная с детского сада, детей приучают к шаблонному мышлению и поведению, что подавляет их личность, индивидуальные особенности. Их учат одинаковой оценке ситуаций, поведению.
В результате вырастают люди, мыслящие стереотипами. Лишь немногие способны не поддаться влиянию системы и не подвергнуться шаблонному мышлению.
Следует прислушаться к словам французского социолога и криминолога Габриеля Тарда о том, что все значительное в истории человечества – результат индивидуального творческого гения. Массы способны лишь к повторению.
ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления
Т ÃÂàâ úþüÿûõúàüõÃÂþôøú ø ÃÂÿþÃÂþñþò ÃÂõÃÂõýøà÷ðôðÃÂ, þÃÂýþòðýýÃÂù ýð úÃÂõðÃÂøòýþü ÿþôÃÂþôõ. âðúøü þñÃÂð÷þü, ÃÂÃÂþ õôøýÃÂÃÂòõýýðàÃÂõþÃÂøÃÂ, úþÃÂþÃÂðàþñÃÂÃÂøàÃÂòþÃÂÃÂõÃÂÃÂòÃÂ. ÃÂÃÂøüõÃÂðÃÂõûÃÂýþ, ÃÂÃÂþ ôðýýðàÃÂøÃÂÃÂõüð ýõ ÿÃÂõôÿþûðóðõàõôøýÃÂÃÂòõýýþóþ òõÃÂýþóþ ÃÂõÃÂõýøÃÂ. àÃÂõ÷ÃÂûÃÂÃÂðÃÂõ àÃÂõûþòõúð ÃÂð÷òøòðõÃÂÃÂàóøñúþÃÂÃÂàüÃÂÃÂûõýøÃÂ, ÃÂðýÃÂð÷øÃÂ, ð ôûàÃÂõÃÂõýøà÷ðôðàÿþôñøÃÂðÃÂÃÂÃÂàø÷ÃÂÃÂýÃÂõ, þÃÂøóøýðûÃÂýÃÂõ ÃÂÿþÃÂþñÃÂ.
âõþÃÂøàâàÃÂàÿÃÂøüõýÃÂõÃÂÃÂàôûàÃÂõÃÂõýøàø÷þñÃÂõÃÂðÃÂõûÃÂÃÂúøà÷ðôðÃÂ, úþóôð ýÃÂöýþ ÃÂñÃÂðÃÂàûøÃÂýõõ, þÿðÃÂýþõ úðÃÂõÃÂÃÂòþ øûø ôþñðòøÃÂàÿþûõ÷ýþõ ÃÂòþùÃÂÃÂòþ, ð ÃÂðúöõ ÃÂÃÂÃÂÃÂðýøÃÂàÿÃÂþÃÂøòþÃÂõÃÂøõ.
áøÃÂÃÂõüþù âàÃÂàÿÃÂõôÃÂÃÂüþÃÂÃÂõýþ ÃÂÃÂø òøôð ÿÃÂþÃÂøòþÃÂõÃÂøù:
- ðôüøýøÃÂÃÂÃÂðÃÂøòýÃÂõ;
- ÃÂõÃÂýøÃÂõÃÂúøõ;
- ÃÂø÷øÃÂõÃÂúøõ.
àõ÷ÃÂûÃÂÃÂðàÃÂÃÂÃÂÃÂðýõýøàÿÃÂþÃÂøòþÃÂõÃÂøù â øôõðûÃÂýÃÂù úþýõÃÂýÃÂù ÃÂõ÷ÃÂûÃÂÃÂðÃÂ. àÃÂþþÃÂòõÃÂÃÂÃÂòøø àÃÂøÃÂÃÂõüþù âàÃÂàøôõðûÃÂýÃÂù úþýõÃÂýÃÂù ÃÂõ÷ÃÂûÃÂÃÂðàÿÃÂõôÿþûðóðõàÃÂþòõÃÂÃÂõýøõ ôõùÃÂÃÂòøàñõ÷ ÷ðÃÂÃÂðÃÂ, øÃÂÿþûÃÂ÷þòðýøàÃÂõÃÂÃÂÃÂÃÂþò, ÿþñþÃÂýÃÂàÃÂÃÂÃÂõúÃÂþò. ÃÂÃÂø ÃÂþÃÂüÃÂûøÃÂþòúõ øôõðûÃÂýþóþ ÃÂõ÷ÃÂûÃÂÃÂðÃÂð ÃÂõúþüõýôÃÂõÃÂÃÂàøÃÂÿþûÃÂ÷þòðÃÂàÃÂðúøõ ÿþýÃÂÃÂøÃÂ, úðú ÃÂðüþÃÂÃÂþÃÂÃÂõûÃÂýþ, ñõÃÂÿûðÃÂýþ.