Пирамида маслоу: изображение, структура и описание
Содержание:
- Введение
- Как выглядит пирамида Маслоу
- Более полная версия пирамиды Маслоу
- Ступень шестая
- Два образа жизни — дефицитарный и мета-образ
- Пирамида Маслоу: что это такое?
- Что такое пирамида потребностей Маслоу
- Видение Маслоу психологии человека
- Теория Маслоу – кратко
- Пирамида Маслоу: что дает теория для жизни и бизнеса
- Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
- Более детальная схема
- Пять ступеней
- Обновленная пирамида
- Предпосылки теории Маслоу
- Структура пирамиды Маслоу: 5 и 7 уровней
- Уровни пирамиды Маслоу
- Авторство
Введение
Имелось ввиду следующее, невозможно исчерпывающе описать человека, исключив те его черты, которые отличают его от животного, а именно такие вещи, как стремление понять основополагающие вопросы бытия и мироздания, стремление к самоактуализации, самосовершенствованию, стремление к творчеству и к прекрасному. Более того, последователи гуманистического направления считали, что стремление к вышеперечисленному имманентно присуще человеческой природе, наравне с животными инстинктами.
Среди всех гуманистических теорий и воззрений на природу личности и на ее мотивы, теория Абрахама Маслоу, пожалуй, наиболее известна.
Как выглядит пирамида Маслоу
Обычно пирамиду изображают в виде треугольника:
- Самая нижняя и широкая часть – это физиологические потребности организма. Наше тело исторически запрограммировано на удовлетворение потребности в еде, утолении жажды, сне, сексе. Если оно хочет поесть или пойти в туалет, то мозг ни о чем другом больше думать не способен.
- Вторая ступень – потребность в безопасности. Как и физиология, безопасность вшита в наше ДНК еще во времена человекообезьян. Жизненные задачи наших предков были просты незамысловаты: 1. Поесть. 2. Размножаться. 3. Избежать опасности быть съеденным. Они помогли человечеству выжить, поэтому потребность в безопасности еще называют физиологической реакцией «бей или беги».
- Третья ступень – потребность в любви и принадлежность к группе тоже заложена во времена пещерных жителей, когда в одиночку было просто не выжить. Но именно для жизни в группе человеку понадобился новый навык. Это сила воли. Если ее вовремя не подключить, можно запросто проштрафиться и быть изгнанным из пещеры или в современных условиях, быть заблокированным в социальной сети.
- Четвертая и пятая – потребности в уважении и в познании. Они настолько взаимосвязаны, что идут в комплекте. Ведь у ученых и изобретателей, например, потребность в познании намного сильнее, чем в признании. Например, Григорий Перельман всю жизнь доказывал и доказал теорию Пуанкаре, а потом отказался от положенной премии и всех званий.
- Шестая ступень – эстетические потребности. Это музеи, выставки, музыка, танцы, увлечения, все то, что приносит наслаждение душе и формирует интеллект.
- Седьмая ступень – потребность в самоактуализации или желание раскрыть свой духовный потенциал. Тут тоже не все однозначно. По логике устройства пирамиды реализовать эту потребность нужно в последнюю очередь. Но ведь монахи добиваются реализации духовного потенциала именно за счет усмирения остальных своих потребностей.
Более полная версия пирамиды Маслоу
Позже появилась вторая версия пирамиду Маслоу, в которой на два уровня больше. Её автор неизвестен. Модифицированная пирамида более четко отражает стадии потребностей.
Физиологические потребности (пища, вода, сон, секс);
Потребность в безопасности (защищенность, уверенность, комфорт);
Социальные принадлежности (общение, внимание, забота, поддержка);
Потребности в уважении и признании (нужность, значимость, признание, самоуважение);
Творческие потребности (творчество, созидание, открытие);
Эстетические потребности (любовь, радость, красота);
Духовные (развитие личности, самоактуализация);
Ступень шестая
Люди по природе своей являются любопытными. Дети начинают знакомиться с окружающим их миром, ползая везде и всюду. Их особенно интересуют вещи, запрятанные подальше. Потребности в понимании и познании А. Маслоу описывал следующим образом:
— Феномен, называемый любопытством, наблюдается и у некоторых высших животных. К примеру, обезьяны, обнаруживая незнакомые предметы, стараются разобрать их на детали, засунуть пальцы во все возможные щели и т.п. В такой ситуации наблюдается исследовательское поведение, не связанное ни со страхом, ни со стремлением к комфорту, ни с физиологическими потребностями.
— В истории человечества имеется множество примеров самоотверженного поиска истины, вызывающего непонимание общества, гонения и даже угрозу жизни.
— Все психологически нормальные индивиды стремятся к необъяснимому, таинственному, загадочному. В то же время понятия и явления, поддающиеся стопроцентному объяснению, навевают скуку.
— Потребности в знании и понимании у детей выражаются ярче, чем у взрослых. Причем подобное стремление развивается не в результате внешнего воздействия. Оно является естественным следствием взросления.
— Принимаясь рассуждать о познании, мы нередко забываем о том, что этот процесс – не абсолютный синоним обучения. В результате неверной трактовки он оценивается лишь с точки зрения результата. При этом забывается о тех чувствах, которые возникают в процессе постижения, озарения. А ведь человек доподлинно счастлив тогда, когда ему удается хоть на мгновение прикоснуться к высшей истине.
Два образа жизни — дефицитарный и мета-образ
Исходя из наличия двух различных типов мотивации, было логично предположить, что поведение людей, ориентированных на каждый из этих типов, будет различаться, и в течении жизни они будут стараться реализовать разные стратегии поведения.
Эти два разных пути воплотились в понятии — о двух принципиально различных образах бытия, по аналогии с определяющими мотивациями, это дефицитарный и бытийный образы жизни.
Дефицитарный образ существования означает, что основная мотивация такого человека направлена на снижение психологического напряжения и удовлетворение импульсивных потребностей.
Как утверждал Маслоу, подобный человек является обычным респондентом, который, более или менее автоматически, реагирует на стимулы — позитивные и негативные подкрепления.Такой индивид, как правило, склоняется перед обстоятельствами — требованиями социального окружения и живет каждодневной рутинной жизнью, считая это совершенной нормой (все так живут).Типичное поведение д-респондента — отсутствие серьезного отношения к чему бы то ни было, стремление к приятным вещам и событиям, отторжение неприятного, формальное выполнение своей работы, отсутствие настоящего вдохновения в любом виде деятельности, потребительское отношение к окружающим людям и т.п.Благополучие здесь состоит в чувстве безопасности и удовлетворения своей жизнью.Такие люди всегда предпочитают синицу в руках и искренне недоумевают, когда встречаются с другими видами поведения.
В отличие от Д-жизни, Б-жизнь можно определить, как сознательные усилия по реализации максимума своих способностей и талантов, характерными чертами такой жизни является личное творчество, постоянный поиск, готовность идти на риск и дискомфорт ради достижения цели.Награда за такой образ жизни — новые и более глубокие переживания счастья, глубокого смысла существования, единства с миром.
Очень важной частью б-жизни по Маслоу является его концепция ВЕРШИННОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ. Это особый вид эмоционального опыта, переживаемый личностью как восторг, экстаз и благоговение.Такие переживания часто становятся причиной глубоких перемен в личности человека и могут повлечь радикальные изменения в жизни и в отношении к ней
Это особый вид эмоционального опыта, переживаемый личностью как восторг, экстаз и благоговение.Такие переживания часто становятся причиной глубоких перемен в личности человека и могут повлечь радикальные изменения в жизни и в отношении к ней.
Одним из результатов такого переживания может стать состояние завершения, когда человек чувствует полную завершенность во всем и более не желает идти к каким либо целям и личным достижениям, находя счастье и покой в простой человеческой деятельности.
Несомненно, в этой идее можно уловить очевидное сходство с религиозным (мистическим) опытом и его результатами.
Согласно Маслоу, подобные переживания и путь к ним и являются характерными чертами подлинного бытия, к которому и следует стремится любому человеку, и только это способно дать личности подлинную награду в виде переживания единства всего сущего и осознания себя в этом единстве.
Похожие идеи и концепции, в более или менее явном виде, присущи всем направлениям гуманистической психологии, но, что более важно, помимо только теоретического воплощения, эти идеи во многом легли и в основы концепций гуманистического подхода по работе с клиентом. Например, такой системы, как клиент-центрированная терапия Карла Роджерса
Например, такой системы, как клиент-центрированная терапия Карла Роджерса.
Пирамида Маслоу: что это такое?
Разберём, что значит пирамида Маслоу, по своему значению и построению.
Известная пирамида потребностей Маслоу — это наглядная модель идеи американского психолога Абрахама Маслоу, демонстрирующая, как выглядит иерархия потребностей человека. Диаграмма Маслоу — это теория мотивации человека, представленная в виде уровней.
В основе пирамиды Маслоу лежат жизненные потребности человека, которые последовательно формируются с рождения и далее при взрослении. В базовом уровне расположены потребности физиологические — нужда в тепле, утолении жажды, голода. В верхней части пирамиды, у её вершины, находятся другие потребности — эстетические (гармония, красота) и потребности в самовыражение, личностном развитии, реализации своих целей (самоактуализация).
Согласно теории, человеческие потребности более низких уровней должны удовлетворяться перед тем, как люди приступят к реализации «высоких» потребностей. Автор писал, что когда «живот человека регулярно полный», то у него возникают другие потребности, более высокого уровня.
Смотрите видео о пирамиде Маслоу:
Идею наглядно отражает классическая пирамида Маслоу — картинка-диаграмма показывает эволюцию потребностей человека от самых базовых примитивных до «высоких», духовных потребностей другого уровня.
Автор модели А. Маслоу полагал, что пика пирамиды способен достигать лишь очень незначительный процент всех людей. Те, кто входит в этот «процент», достигают высшей степени зрелости, они более независимы, демократичны, креативны. Люди, чьи потребности лежат на вершине уровневой пирамиды, философски воспринимают действительность и продуктивны в разных сферах деятельности.
Вопрос, когда была создана пирамида Маслоу, требует разъяснения. В работе «Мотивация и личность» в 1954 г. автор изложил общие этапы системы формирования потребностей людей, которые достигли успеха. При этом он не заключал свои выводы в какие-либо графики, диаграммы, таблицы.
Идея представить теорию упрощённо, в виде пирамиды, принадлежала не самому Маслоу, а его последователям. Впервые «треугольник Маслоу» опубликован в 70-е годы прошлого века.
Что такое пирамида потребностей Маслоу
Абрахам Маслоу — это известный американский психолог, который и сделал эту пирамиду из 5 ступеней, которая объясняет иерархию потребностей человека.
Существует 5 ступеней, на которые разделены все основные потребности человека: физиологические, потребности в социализации и духовные.
На последней 5 ступени, как считал Маслоу оказывается всего 2% людей. А многие не поднимаются выше первой, где обеспечивается только безопасность. Им не нужно признание, духовный рост, они хотят только «спать и есть». Поэтому и помогать они не спешат, и не будут.
Также необходимо принять тот факт, что подняться на ступеньку выше, перешагнув одну из ступеней, НЕ ПОЛУЧИТСЯ! Все должно идти строго друг за другом, и тогда, как говорят психологи: «Можно подняться на вершину счастья». Но это у обычных среднестатистических людей. А вот у творческих личностей все не так. А как?
Сама пирамида представляет собой пять ступеней, каждая из которых несет определенный смысл. Причем стоит отметить, что Маслоу рассматривал положительные черты личности и поведения, и на это и делал основной упор.
Пирамида Маслоу 5 ступеней
Видение Маслоу психологии человека
Долгие годы Маслоу считал, что путь к разрешению мировых проблем лежит через естественнонаучный подход к человеческому поведению. Но со временем эта трактовка стала для него неприемлемой. В университете Висконсин он начинает заниматься опытными исследованиями поведения животных. Под руководством Гарри Харлоу сделал работу по вопросам доминирования и сексуального поведения обезьян. Тема сексуальности в те времена была для общества щепетильной, поэтому немногие решались ее затрагивать. В 1937 году выходит первая научная публикация о кросс-культурных исследованиях в индейской резервации.
Теория Маслоу – кратко
Целью исследователя были основные стимулы и мотиваторы, понимание того, что является главной движущей силой и призывом к действию.Он высказал идею о том, что у каждого из нас есть условия для комфортной жизни, к ним мы стремимся и их добиваемся. Что-то для нас важнее, что-то значительно, но не первостепенно. На основании такого вывода психолог построил иерархию необходимых требований. В нее включены физиологические нужды, безопасность, желание любить и быть любимыми, уважение, статус и самореализация.
Если базовые стремления не удовлетворены, людям сложно думать о высших материях. Когда зарплаты не хватает на ежедневные расходы, вы работаете на износ и не спите ночами, чтобы закрыть ипотеку, вам некогда думать о саморазвитии, да и захотите вы этого вряд ли.
Пирамида Маслоу: что дает теория для жизни и бизнеса
Иерархия потребностей – практическое пособие по саморазвитию. Изучив данную методику, осознав на каком этапе в данный момент времени находится Ваша мотивация, Вы можете:
- понять, что сдерживает Ваш рост и достижение целей;
- исключить из своего окружения раздражающие факторы, препятствующие развитию;
- выбрать вектор движения, наполнив собственную жизнь новыми событиями, ситуациями;
- выявить причину конфликтов в семье;
- глубже проанализировать эмоциональное состояние, выявить точки дискомфорта.
Не зря данная иерархия особенно популярна в психологии личности и межличностных отношениях как средство для самопознания и метод решения конфликтных ситуаций. Пример, пара не может найти общий язык, потому что ею движут в данный момент мотивация к социальному взаимодействию (любви, общению), а он не удовлетворил базовые потребности к безопасности (не обустроил жилье, не получил работу со стабильным доходом, который и позволил бы ему чувствовать себя безопасно и комфортно). Как результат – непонимание друг друга, упреки, взаимные обвинения, медленно, но уверенно разгорающийся конфликт интересов.
Пирамида Маслоу нашла свое применение и в менеджменте, маркетинге, управлении персоналом. Базовые знания в данной области могут помочь руководителю грамотно организовать бизнес и спрогнозировать его рост:
- проанализировать стратегию развитию своей компании;
- отрегулировать кадровую политику на предприятии, изучив мотивационные схемы персонала;
- принять правильное решение относительно стратегии продвижение товара на рынке;
- разработать эффективную программу лояльности для клиентов (покупателей).
Пример, разрабатывая программу поощрений для персонала, руководителю стоит учитывать потребности сотрудников. Работники с низкой оплатой труда (очевидно, актуален первый уровень в пирамиде) будут рады денежной премии. Для персонала среднего звена, возможно, актуальными будут корпоративные мероприятия, совместные «выходы в свет», позволяющие реализовать необходимость в коллективном общении, идентификации себя как члена коллектива. Высококвалифицированным кадрам в качестве поощрительных программ могут быть предложены сертификаты для участия в обучающих тренингах с аргументацией «как лучшему сотруднику компании».
Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
Нужды потребителя, позаимствованные из теории мотивации, активно задействованы в рекламной сфере. Некоторые маркетологи уверяют, что в российских условиях знаменитое учение не работает, но это не мешает творцам рекламы создавать у целевой аудитории новые и новые ценности, основанные на “пирамидальных” желаниях.
Как можно использовать учение Маслоу в управлении предприятием для совершенствования системы мотивации подчиненных? Зная, какие лежат в основе индивидуальных устремлений сотрудника потребности, руководитель ищет рычаги воздействия на персонал.
В идеале для каждой ступеньки должны быть продуманы свои бонусы: в основании пирамиды лежит оклад, защищенность обеспечивается гарантиями трудового кодекса, корпоративные объединения (спортивные команды в крупных организациях или премиальные “выходы в свет”) сплачивают коллектив, учет личного мнения, моральные и материальные поощрения свидетельствуют о признании, а индивидуальные поручения соответствуют когнитивным и творческим задаткам.
У кого-нибудь есть такая работа? Желаю найти!
А у кого есть желание зарабатывать удаленно, чтобы покорять пирамиды самостоятельно, оставайтесь с нами!
Более детальная схема
По мнению Маслоу, психология может рассматривать иерархию (пирамиду) потребностей человека более детально, взяв за основу семиуровневую классификацию. В этом случае низшие приоритеты, как и в предыдущем случае, будут приравниваться к физиологическим потребностям человека и его стремлению к самосохранению:
- Пища, вода, сексуальное влечение.
- Безопасность.
- Любовь и стремление быть необходимым.
- Желание достичь признания в социуме (уважение, одобрение, успешность).
- Потребности в познании окружающего (знания и опыт).
- Эстетическая составляющая, которую могут удовлетворить красота и гармония.
- Актуальность саморазвития: раскрытие своего потенциала, достижение целей.
И в первом, и во втором случае востребованность какой-то позиции возрастает по мере того, как будет удовлетворена предыдущая на все 100%. Но при этом данные модели не являются фиксированными, поэтому может не сохраняться такая же закономерность, когда речь идет о разных личностях.
Гуманистическая психология, в развитие которой Маслоу внес значительный вклад (в частности, разработал с группой психологов данный термин), изначально должна была стать альтернативным направлением психологии, противопоставленным фрейдизму, а также бихевиоризму.
Ее задачей является изучение людей, которые достигли вершины пирамиды потребностей Маслоу, сумев достичь предела самоактуализации. На сегодняшний день, к сожалению, среди населения планеты можно выделить не более 3-4% таких людей, кто действительно смог достичь вершины собственного развития.
Пять ступеней
Первый уровень: физиологические потребности
Каждому человеку, как и любому другому живому организму, заложено природой испытывать потребности в еде, воде и остальным естественным нуждам. Без их удовлетворения индивид погибнет, у него не будет шансов развиваться. Допустим, если его мучает жажда, то он не сможет продолжать чтение и самой увлекательной книги, или предаваться наслаждению красивыми видами. Без полноценного сна, стабильного дыхания человек никогда не справится ни с какой серьезной деятельностью и работой.
Второй уровень: потребности в безопасности
Наступает, когда пройден первый уровень. К примеру, новорожденный, еще не осознавая себя, тем не менее, после того, как получил необходимое питание, стремится ощутить защиту. Лишь мама способна удовлетворить эту его потребность и дать ребенку чувство безопасности.
Во взрослом состоянии индивид избегает ситуаций, связанных с его страхами, идет к врачу, когда чувствует угрозу здоровью, пользуется услугами страхования жизни, ставят крепкие замки на входные двери своих домов, сигнализацию. Всеми силами он защищает себя от опасностей – реальных и возможных.
Третий уровень: потребность в любви
Эту группу можно назвать социальной. Человек хочет быть понятым и делиться своим опытом, переживаниями с другим, заботиться о ком-то, принадлежать к компании. Иными словами, каждый желает любить и быть любимым
В социуме это проявляется в том, что личность чувствует свою нужность, причастность к чему-то важному. Что и стимулирует ее к общению, новым знакомствам или поддержанию, укреплению старых отношений
Четвертый уровень: потребность в признании
Когда индивид ощутил свою полезность в обществе, примкнул к какой-либо социальной группе или создал семью, обрел друзей, он стремится получить от них признание и уважение. Человек хочет достичь определенного статуса. Получать одобрение со стороны за свои достоинства, таланты или поступки. Быть заслуженно оцененным в своем кругу общения и не только. Удовлетворение данной потребности напрямую влияет на самооценку, уверенность личности.
Например, новичок в сложившемся коллективе редко проявляет активность, но, если (и только в этом случае) его благодушно принимают, он ощущает себя «своим», то и в работе стремится быть усерднее, старательнее, чтобы заслужить одобрение коллег, не отставать.
Пятый уровень: самоактуализация
Она считается последней и вершиной человеческого развития. На ней реализуются духовные устремления личности. Личность не просто выполняет свою работу, а находит в ней творческие элементы, уже не исполняет, а создает нечто свое. Кроме того, активно посещает культурные мероприятия, испытывает в них потребность и, соответственно, необходимость. Поддерживает развитие своего таланта. Такой человек ищет ответы на вопросы о смысле бытия, познает мир вокруг себя с целью его улучшения, формирует свое особое мировоззрение. Происходит многогранное, всестороннее развитие личности.
Маслоу считал, что невозможно перепрыгнуть с одной ступени на другую, пока какая-либо потребность нижнего уровня не удовлетворена. Тогда сама по себе возникнет следующая. Ученый отмечал, что при реализации более простых желаний, индивид всегда будет стремиться к высшим. Но сам же добавлял замечание, согласно которому личность может испытывать гораздо больше стремлений к самореализации, нежели к любви. А большая часть обывателей и вовсе довольствуются лишь первыми уровнями. Психолог предполагал, что эти отклонения от пирамиды потребностей вызваны невротическим состоянием, либо происходят из-за постоянных окружающих человека неблагоприятных условий.
Обновленная пирамида
Старая модель была разработана в середине 19 века. Прошло много времени, изменился мир, и пирамида потеряла актуальность. Психологи США, Канады и Колумбии дополнили иерархию, используя достижения нейропсихологии. Базовые уровни пирамиды остались неизменными, дополнилась только формулировка потребностей. Зато полностью изменились высшие ступени.
Теперь к ним относятся: привлечение партнера, удержание партнера и воспитание детей, т.к. одним из основных инстинктов человечества является продолжение рода. А самоактуализация рассматривается как проявление нужды в статусе, который помогает привлекать партнера и продолжать род.
Теория часто критикуется из-за иерархичности.
Но Абрахам объяснял в своих трудах, что иерархия не фиксированная. Она зависит от шкалы ценностей. Для одних – на первом месте семья, а для других – карьера. Например, можно быть профессионалом в своем деле, но не иметь собственного жилья.
Предпосылки теории Маслоу
Для сравнения, базовым стремлением человека Фрейда, помимо удовлетворения физиологических потребностей тела, было снятие постоянного психологического напряжения, которое возникало вследствие действия оппозиции ИД — Супер Эго. Любая личность в такой системе была вечным заложником этого противостояния, устранить которое полностью с позиций психоанализа было невозможно.
Также, апеллируя к психоанализу, необходимо обратить внимание на тот факт, что в этой системе стремление к высшим ценностям было обусловлено целиком и полностью позицией супер эго. Это означало, что во-первых, это стремление было приобретенным через воспитание, а во-вторых, вторичным, поскольку истинными, первичными потребностями человека, согласно учению психоанализа, были бессознательные стремления ИД
В такой системе координат места для высшей и при этом, не обусловленной насущной необходимостью тела потребности, не было и быть не могло. При всей недоказуемости положений психоанализа, логика Фрейда была, если и научно не безупречной, то вполне, очевидной и понятной.
С другой стороны, теория личности Фрейда была построена в основном на материалах его работы, как психиатра, с людьми, страдающими различными психологическими проблемами, зачатую весьма серьезными.
В этом то и была основная претензия Абрахама Маслоу к психоанализу.Вполне логично он считал, что нельзя построить правильную теорию, не принимая в расчет того факта, что в мире не так уж и мало психически здоровых людей.Именно по этой причине сторонники гуманистической психологии делали такой существенный акцент на психическом здоровье человека, и это играло такую важную роль, что стало одним из пяти базовых принципов нового направления.
Конечно это не означало отрицания очевидного факта существования психологических и психических проблем, но позволяло взглянуть на них с совершенно другого ракурса.
И таким ракурсом стала теория потребностей, которая заняла главное место в воззрениях Маслоу на человеческую личность.
Очевидно, что в человеческом мире существует немалое количество людей, цель жизни которых реализация своих творческих и духовных возможностей и способностей, причем, что интересно и неожиданно, эта реализация предполагает частичный отказ (а иногда и весьма впечатляющий) от приоритета базовых потребностей. Кроме того, движение в этом направлении сопряжено с определенными рисками и нередким выходом за пределы, так называемой, зоны комфорта.
Итак, если вы хотите делать то, в чем заключается ваше призвание, то не является редкостью, что вам приходится выбирать довольно тернистую и трудную дорогу, на которой люди претерпевают немало лишений. Эти факты хорошо всем известны, что означает, что те кто выбирает этот путь, хотя бы примерно, осведомлены о его трудностях и опасностях заранее. Несмотря на это, такие люди всегда есть и их немало.Исчерпывающе объяснить их мотивы с точки зрения сублимации базовой потребности ИД довольно затруднительно, особенно в тех случаях, когда эти базовые потребности уже были удовлетворены. И эти доводы, конечно же, ждали своих объяснений.
Структура пирамиды Маслоу: 5 и 7 уровней
Абрахам Г. Маслоу признавал, что люди имеют множество разнообразных потребностей, но все эти потребности он подразделил на пять основных категорий:
Физиологические: голод, жажда, возможность дыхания и др.
Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о других и внимание к себе, совместная деятельность.
Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Так возникла теория 5-ти уровней потребностей человека.
В дальнейшем теория мотивации развивалась и появилась 7-ми уровневая структура пирамиды:
- Низший уровень: Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
- Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
- Потребность в принадлежности и любви.
- Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
- Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
- Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
- Высшая ступень: Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Таким образом, потребности можно разделить на низшие и высшие. Удовлетворение физиологических потребностей необходимо для выживания человека, поэтому низший уровень обязателен!
Удовлетворение высших потребностей нуждается в подходящих условиях. Но их реализовывать нужно! Так укрепляется и развивается вся личность, ее здоровье на физическом и психическом уровне.
Согласно выводам Маслоу – лишь 2% людей достигают вершину пирамиды, остальные – зависают посередине.
Надо отметить, что сам термин «пирамида» введен ученым Филиппом Котлером уже после смерти Абрахама Маслоу.
Уровни пирамиды Маслоу
С одной стороны, психологические потребности, которые, не вкладывая никакого мистического смысла, можно назвать духовными. С другой – материальные.
- По Маслоу, в самом низу находятся не подлежащие обсуждению базовые физиологические потребности: еда, вода, тепло и отдых.
- Выше стоит потребность в безопасности, в защите от физической угрозы и нападений.
- Затем идёт уровень духовных потребностей. Сначала идёт потребность в принадлежности и любви. Человеку нужны друзья, и он должен ощущать себя любимым.
- Далее идёт потребность в признании и уважении.
- И затем идёт то, что Маслоу назвал потребностью в самоактуализации – пространное, расплывчатое, и в то же время очень точное понятие, которое Маслоу описал как «жизнь в соответствии с собственным потенциалом» и «становлением с самим собой».
Убедительность этой пирамиды отчасти обусловлена тем, что она в простой форме выражает глубокую структурную правду о человеческом существовании. Маслоу, с необычной ловкостью и точностью, указал на ряд ответов на очень большие вопросы, которые непрестанно приводят нас в замешательство, в особенности в юном возрасте
А именно, «чего мы действительно хотим?», «чего жаждем, о чём тоскуем?» и «как расставить приоритеты и оказывать должное внимание разным сторонам нашей жизни?»
Пирамида потребностей по Маслоу. Фото: dongji.ru
Авторство
Свои мысли Маслоу изложил в трактате «Мотивация и личность», опубликованном в 1954 году.
Важно, что по его мнению, очередность обеспечения необходимых благ может меняться у разных людей, именно поэтому он не рисовал диаграмму и не представлял свою концепцию в виде схемы. Это сделали его ученики и последователи
По одним источникам автором является Ф.Котлер – писатель настольной книги маркетологов «Основы маркетинга», по другим – У.Стопп, который через пять лет после смерти автора опубликовал иерархию желаний в своих статьях.
Таблица
В основе пирамиды Маслоу лежат базовые инстинкты человека, которые психология считала исключительно важными потребностями для удовлетворительного уровня жизни. Удивительно, но порывы души не брали в расчет вплоть до середины 20 века, пока о них не заговорил психолог-новатор.
Уровень | Определение | Краткое объяснение |
Физиологический | Объединяет то, что естественным образом связано с жизнедеятельностью человека и его социальностью. |
|
Безопасность | Необходимость чувствовать защищенность и комфорт для себя и своих близких. |
|
Социальный | Включает общение, привязанности, создание семьи, совместную деятельность. |
|
Престиж и репутация | Напоминает о желании быть нужным и важным, уважать себя и получить признание от общества. |
|
Познавательный (творческий) | Выражает стремление к новым знаниям, расширению эрудиции и развитию интеллекта. |
|
Эстетический | Помогает прийти к гармонии и радости через красоту и искусство. |
|
Духовный | Высший уровень потребностей в гармоничном развитии личности. |
|
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием