Что такое критическое мышление и как научиться думать своей головой

Практика активного обучения

Вы когда-нибудь слышали выражение «большинство людей просто ждут своей очереди, чтобы поговорить?» Задумайтесь об этом на мгновение. Если это действительно так, то кто на самом деле слушает? Что значит активно слушать, когда кто-то говорит? Прежде всего, можем ли мы принять это как личную практику для улучшения навыков критического мышления?

К сожалению, большинство людей думают, что слушать легко, но на самом деле это очень тяжелая работа

Это особенно верно для активного слушания, то есть для сознательного и согласованного усилия услышать сказанные слова и, что более важно, для понимания их содержания. Кроме того, речь идет о полном понимании того, что человек, говорящий, нуждается или пытается сказать

Методы и приемы технологии развития критического мышления

Для развития критического мышления на каждой стадии ее реализации применяются разнообразные методы. К наиболее продуктивным относятся следующие:

  • Метод мозгового штурма. Данный метод применяется в разнообразных направлениях обучения. В данном случае, он ориентирован совместное обсуждение, имеющейся проблемы, информации по ней для нахождения какого-то решения. Метод способствует тренировке мозга для активизации мыслительной работы;
  • Метод кластеров. Он предполагает построение графиков, систематизирующих информационные данные. Графики демонстрируют связи между рассматриваемыми объектами, процессами или явлениями. Проблема записывается в центре листа, а вокруг нее делаются записи: гипотезы, имеющиеся данные по ней, идеи, предположения. Между ними рисуются связи;
  • Прием инсерт. Данный прием позволяет обозначить информацию, текстовые данные значками т.е. выделить основную мысль, проблему, противоречивые и значимыми сведения и т.д.;
  • Метод дискуссии. Без коллективного обсуждения, порой, очень сложно принять конкретное решение. Один учащийся может что-то пропустить, не уловить суть проблемы. Тогда, на помощь приходит коллективное обсуждение вопроса. В его ходе, необходимо вести краткий конспект идей, теорий, аргументов. Это расширяет горизонты представлений по исследуемой проблеме;
  • Прием незаконченных предложений. Данный прием актуально использовать на этапе рефлексии. Такие предложения позволяют уловить логику события, натолкнуть мысль учащихся на верное направление. Предложения могут иметь следующий вид: «…если бы я не знал, как найти периметр прямоугольника, то…»;
  • Метод «корзина идей». Данный метод актуально использовать на начальной стадии занятия, когда учащиеся разбирают новую тему. Педагог озвучивает тему и ее ключевые понятия и выясняет, что учащиеся знают по ней – им необходимо записать все ассоциации по данному направлению.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Формирование критического склада ума

Человек современного общества находится под постоянным давлением чужого мнения. Один из наиболее эффективных способов сформировать критический склад ума – начать как можно критичнее относиться к информации, распространяемой средствами массовой информации, рекламой, агитаторами и т.д.

Не все сведения, которые получают люди, являются правдивыми. Нужно различать правду и ложь и перестать верить всему на слово. Необходимо также думать о перспективах, поэтому все ситуации следует оценивать критично, а план действий разрабатывать максимально взвешенно.       

Еще один метод формирования критического склада ума состоит в выработке правильной самооценки. Всегда нужно объективно оценивать себя и понимать возможности своего потенциала и действовать, беря их в расчет

Одновременно с этим важно совершенствоваться, читая книги (список литературы мы приведем в конце), ведя здоровый образ жизни, получая новые знания и совершенствуя любые навыки

Помимо прочего, человеческое поведение часто обуславливают негласные правила. Если вы будете их знать, вам будет проще принимать правильные решения и эффективно действовать. В любой незнакомой ситуации нужно быть наблюдательным и собирать как можно больше информации разного рода.

Как вы наверняка знаете, люди общаются между собой не только вербально, но и невербально. Эту форму общения рекомендуется освоить. Учитесь читать скрытые сигналы в поведении людей, сопоставлять их с тем, что вам уже известно, и только после этого анализировать.

Перед принятием любого решения еще раз взвешивайте все плюсы и минусы, избегайте спешки и необоснованных выводов. Будьте стойки к давлению со стороны, навязыванию чужого мнения, влиянию рекламы, моды и СМИ. Тщательный анализ всего, что происходит, – это прямой путь к формированию критического склада ума и развитию критического мышления.

На уроках нашего курса мы поговорим об этих и множестве других полезных и важных вещей. Вас ждет масса интересной и полезной информации. Впрочем, познакомиться с тем, что вам предстоит изучить, вы можете уже сейчас.

Как критическое мышление помогает в работе

Критическое мышление может помочь как принимать решения, так и аргументировать свою позицию, когда они уже приняты. Мы поговорили с выпускниками курса «Критическое мышление: анализ информации, аргументация и принятие решений» о том, чем новый навык пригодился лично им.

Анастасия Орлова, отучилась на курсе в Практикуме и провела самый короткий звонок в Zoom со своей командой

«Мне кажется, что критическое мышление позволяет быть более гибким, аккуратным и точным в принятии решений, восприятии информации — и вообще в жизни. Люди, которым недостаёт этого навыка, могут топтаться на месте, живя по шаблону и заходя в тупик в любой нестандартной ситуации. А критическое мышление как раз помогает фильтровать получаемую информацию и адаптироваться к новым условиям, грамотно оценивать их.

Случай из жизни: по профессии я дизайнер интерфейсов, и работаю в команде с другими дизайнерами, разработчиками, аналитиками и менеджерами. На одном проекте мы с менеджерами и аналитиками собрались решить, как нам переделать интерфейс так, чтобы он стал понятнее для пользователей. Я спросила собравшихся: «Может ли кто-то озвучить конкретную проблему, которую мы сейчас решаем, и на основании каких данных кто-то решил, что это проблема?».

Оказалось, что интерфейс показался неудачным только одному члену команды — и это было ничем не подкреплённое мнение. Поэтому мы все дружно отправили этого человека собирать реальные данные и метрики, на основе которых мы сможем делать выводы. Это был самый короткий созвон в истории команды! Если бы этого не произошло, то мы бы могли потратить много времени и сил на решение несуществующей проблемы.

Когда я столкнулась с этой ситуацией, я вспомнила, что на курсе учили формулировать чёткую проблему, а не абстрактную. Но стараюсь внедрять в работу инструменты, которые проходили на курсе, например, 48 вопросов и метод «Шесть шляп мышления». 

Пока это сложно, но уверена, что постепенно доведу это до автоматизма.»

Никита Радченко, закончил курс по критическому мышлению и сумел провести переговоры о повышении

«Это было как занятия в тренажёрном зале — после тренировок выматываешься, мышцы болят. С навыками мышления точно так же. Занятия были такими насыщенными, что после них мне нужен был отдых.

Для меня важной темой была аргументация, мне хотелось научиться лучше доносить свои решения до команды, заказчиков и инвесторов. Когда мы разбирали эту тему, куратор спросил, где хотим применить новые навыки

Я пошутил, что попробую выбить себе повышение. В итоге, провёл переговоры, но новые условия меня не устроили. Лучшим решением оказалась смена работы, и я стал рассылать резюме. В одной  компании меня просто разнесли, но я смог отделить эмоции от полезных замечаний — это помогло мне найти ту работу, которую я и хотел.

По-моему, нужно развивать критическое мышление, чтобы выжить в современном мире. После курса у меня поменялось отношение к людям, я стал замечать логические ошибки, манипуляции, начал понимать, как устроена реклама и маркетинг. Всё это помогает мне и в работе, и в отношениях.»

Как обучиться самостоятельно

При использовании критического мышления проходят три стадии:

  • Вызов. Накопленные знания и опыт делаются актуальными. Это формирует склад ума и мотивирует к дальнейшей работе, пробуждая интерес к получению новой информации. Основная цель вызова уже имеющихся знаний — формирование собственных целей и задач.
  • Анализ информации. Он делится на два этапа. Сначала анализируются новые знания, причём для сохранения интереса к изучению это делается, двигаясь от старых познаний к новым. На основе синтеза старой и новой информации корректируются сформированные цели и задачи с использованием критического склада ума.
  • Размышления. Новые знания соотносятся с давно известными, вносятся необходимые изменения и дополнения. Исследовательская деятельность стимулирует творческий потенциал, производится интерпретация новой информации. В итоге ставятся новые цели и задачи.

Эта технология, в контексте психологии, обучает без чьей-то помощи работать с информацией, способствуя самообразованию в целом и формируя самостоятельность мышления.

Воздействие эмоций

Одну из важнейших ролей в развитии критического мышления играет самоконтроль. Мыслить критически значит признавать существование более чем одной точки зрения на проблему. Применительно к сферам работы и обучения использование теории на практике способно вызвать противоречия у человека, если знания пойдут вразрез с его фундаментальными убеждениями. И принять это может быть очень непросто.

Чаще всего это происходит, когда образованный человек или какое-то научное изыскание ставит под сомнение то, что все считают «здравым смыслом». И когда человек обеспокоен тем, чем интересуется, эмоции в ряде случаев могут придать его мыслям верное направление, но чаще всего они отрицательно сказываются на способности мыслить ясно и четко.

Эмоциональный компонент способен как придать фактам и доказательствам силу, так и совершенно лишить их ее. В частности это случается, когда во главе угла стоят эмоциональные доводы, способные убедить собеседника.

Критическое мышление требует от человека отбросить все, во что он верит и что считает важным. Можно смело заявить, что мыслить критически – это как можно тщательнее подбирать сведения, поддерживающие доводы и утверждения, не придавая им эмоциональной окраски. Только так можно обоснованно аргументировать свою позицию.

Приемы критического мышления

Приведем краткое описание приемов критического мышления, которые помогут вам сформировать и развить это качество.

Под этим понятием скрывается не что иное, как самопознание. Это касается не только личностных рассуждений человека, но и способности смотреть на себя со стороны.

В этом случае важную роль играет состояние, в котором человек принимает то или иное решение: например в состоянии аффекта, вы может совершить самые безумные поступки, а находясь в спокойном и умиротворенном состоянии, вы действуете разумно и осмотрительно.

Так называемый метод Шерлока Холмса отлично работает при самоанализе. Любое решение необходимо принимать лишь после тщательной проверки всех фактов, подталкивающих к нему.

Дедукция – это метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Это цепь умозаключений (рассуждений), где все звенья связаны между собой логическими выводами.

На протяжении всей своей жизни мы постоянно принимаем какие-то решения, основываясь на услышанном, увиденном или прочитанном.

Однако является ли любой источник информации правдивым? Не подвергается ли он случайному или намеренному искажению со стороны автора? Ответить на подобные вопросы нелегко, но делать это необходимо.

Проверять информацию можно, как в более авторитетном источнике, так и эмпирическим (опытным) путем. Конечно проверка на собственном опыте более надежная, но на практике она может оказаться опасной или попросту невозможной.

Например, попытка удостовериться в истинности предупреждения «Не влезай – убьет!», может окончиться весьма печально, а на проверку существования Африки у вас может элементарно не найтись денег.

Сформулированные умозаключения разумно перепроверять особенно в том случае, если они основаны на каких-то формальных рассуждениях.

Если тот или иной вывод, сделанный вами, оказался верным, это вовсе не значит, что он будет правильным и при других обстоятельствах.

Чтобы развивать критическое мышление, полезно составлять список всех возможных путей решения поставленной задачи. Визуальное представление значительно упрощает мыслительную задачу.

В этом смысле идеальными помощниками будут разные схемы, таблицы и даже простые рисунки на листе бумаги.

Вспомните, как Штирлиц, в фильме «17 мгновений весны», рисовал на бумаге лица Бормана, Мюллера и Геринга, чтобы наиболее точно расставить приоритеты в борьбе с противником.

Чтобы освоить критическое мышление, достаточно придерживаться простой схемы. Эта схема состоит из 5 этапов:

  • подготовка
  • ознакомление с проблемой
  • разработка решения
  • определение окончательного решения
  • оценка результата

С подобной схемой знакомы многие из тех, кто окончил ВУЗ или увлекался какой-нибудь исследовательской деятельностью. Четко структурированный план позволяет пошагово и рационально решать самые трудные проблемы.

Людям способным мыслить творчески, гораздо легче представлять различные варианты развития событий и оценивать свои возможности в предполагаемых ситуациях.

Поэтому настоятельно рекомендуем освоить латеральное мышление и ознакомиться с основами эвристики и ее методами. Эти вещи не только помогут вам развить критическое мышление, но и вообще окажут неоценимую услугу в саморазвитии.

Довольно часто на критическое мышление негативное влияние оказывают разного рода страхи. Если вы не будете с ними бороться, то шансы на развитие критического мышления будут невелики.

Для преодоления страхов читайте мотивационные статьи и истории из жизни великих. Это поможет вам выбирать правильные ориентиры и вдохновляться на примерах выдающихся людей.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Что значит мыслить критически и можно ли этому научить?

Критическое мышление является одной из базовых учебных дисциплин в высшем образовании многих англоязычных стран. Студентов учат внимательно читать тексты, проявлять методическое сомнение (то есть, согласно Декарту, обнаруживать то, «в чём логически возможно сомневаться»), находить слабые места как в чужих, так и в собственных аргументах, работать с понятиями, чётко и обоснованно выражать свои мысли.

Важным компонентом такого обучения является умение задавать правильные вопросы. Вопросам может уделяться гораздо больше внимания, чем это привычно для отечественной системы образования.

Одним из заданий по курсу истории литературы может быть, например, придумать 50 вопросов к «Гамлету» Шекспира — ситуация, которая и в самом страшном сне не приснилась бы большинству российских студентов.

Критическое мышление как учебная дисциплина базируется на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (раздел философии, который занимается инструментами и ограничениями познавательной деятельности). Одним из видных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который считал критическое мышление основой всякой рациональности. Знание, по Попперу, не существует без практики выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения. Вопрос об источнике здесь вообще не имеет значения: важен именно метод и отношение к исходным данным.

В одном из главных пособий по критическому мышлению, которое называется «Искусство задавать правильные вопросы», авторы описывают два способа мышления, которыми пользуется любой человек, обладающий разумом. Можно, как губка, впитывать всю окружающую информацию. Этот путь достаточно простой и необходим каждому: только получив достаточное количество фактов, можно сделать мир вокруг себя осмысленным.

Человек, который находится ближе к первому способу мышления, будет стараться запомнить любой материал как можно более корректно, не упустив ни одной детали. Он воспроизводит в своей голове мыслительные пути автора, но не оценивает и не рассматривает их критически. Это совсем не обязательно ведёт к тупой зубрёжке и пересказу без отступления от исходного текста: такой подход тоже может быть вполне осмысленным. Но ему недостает критической дистанцированности: вы остаётесь в пределах заданных исходных рамок, вместо того чтобы расширить их и двинуться дальше.

Другой способ похож на просеивание песка в поисках золота. Это требует активного взаимодействия со знанием, которое вы впитываете. Самостоятельное мышление без этого механизма было бы невозможным, все ваши мнения определялись бы тем, что в последний раз услышали и прочитали. 

Человек, в полной мере овладевший искусством просеивания песка, понимает, что аргументы нужны не для того, чтобы их запомнить, а для того, чтобы оценить их силу. Для этого необходимо перевести эту задачу из бессознательного плана в сознательный. Что мы на самом деле делаем, когда пытаемся спорить и не соглашаться с чужой позицией?

У — упорядоченные мысли

Мыслить критически — значит мыслить упорядоченно, системно, последовательно, организованно. Это требует наведения порядка в своих мыслях. В зрелом и крепком разуме не может быть хаоса, взбалмошных, сумбурных мыслей: они рождают беспорядочную речь, затем следуют бессистемные решения, что в конечном итоге приводит к неорганизованной жизни.

Экономика образования

Прокачка для ума: четыре ключевых навыка успешной личности

Гармония может родиться только в порядке. Человек, который мыслит упорядоченно, принимает последовательные решения, системно оценивает информацию, виртуозно владеет анализом и синтезом. Его сложно запутать или сбить с четкой смысловой линии.

Что такое критическое мышление

Критическое мышление (англ. critical thinking) – это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов. Критическое мышление позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем просто мышление.

Критическое мышление – это способ мышления, при котором человек ставит под сомнение любую информацию, и даже собственные убеждения. Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе – это необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития данного сообщества.

Иногда можно услышать такие выражения, как «уничижительная критика», «у него тяжелый кризис», «критическое положение». Все это звучит в негативном смысле, из-за чего критическое мышление иногда понимается неправильно, как нечто скептическое и не заслуживающее доверия.

Конечно, недоверие и скепсис являются неотъемлемой частью критического мышления, однако его суть совсем не в этом. Наоборот, подобное мышление основывается на продуманных и проверенных решениях, которые подтверждены фактами.

Критическому мышлению присуща строгая логика и последовательность в суждениях, а также контроль над своими эмоциями и чувствами.

Критически мыслящий индивид никогда не станет слепо выполнять те или иные приказы, или поддаваться какой-либо пропаганде. Его также трудно обмануть или провести.

Он ничего не принимает на веру, а в своих поступках руководствуется собственными убеждениями, знаниями и опытом. В результате этого, вероятность ошибиться у него значительно ниже, чем у его менее расторопных товарищей.

Книги по критическому мышлению

В этом разделе дополнительных материалов мы собрали несколько замечательных работ на тему развития критического мышления. Из них вы узнаете массу полезных сведений, и ваши знания станут намного глубже. Опыт других людей бесценен: во-первых, он предоставляет уникальную информацию, а во-вторых, уберегает от множества ошибок и промахов, тем самым экономя ваши силы и время.

Книги по критическому мышлению:

  • «Психология критического мышления» Д. Халперн
  • «Разум VS Мозг. Разговор на разных языках» Р. Бертон
  • «Как лгать при помощи статистики» Д. Хафф
  • «Обман в науке» Б. Голдакр
  • «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» А. Казанцева
  • «Критическое мышление: метод, теория, практика» А. Бутенко, Е. Ходос
  • «Критическое мышление: полный курс лекций» И. Клейнер
  • «Трактат о критическом разуме» Х. Альберт
  • «Думай, пытайся, развивайся» Д. Андерсон
  • «Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни» С. Коттрелл

И перед тем как вы приступите к освоению основного материала, мы хотим, чтобы вы немного отвлеклись и отдохнули. Откиньтесь на спинку кресла и познакомьтесь с мыслями знаменитых людей на тему критического мышления и критики вообще. Пусть они еще раз укажут вам на то, почему необходимо уметь мыслить критически.

Встретимся на уроках!

Где может пригодиться критическое мышление?

Везде. Это не преувеличение: умение критически мыслить может пригодиться в любой сфере нашей жизни — как детям и подросткам, так и взрослым.

Человек, который обладает критическим мышлением, способен:

понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;
быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их;
грамотно конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих;
замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и аргументации;
отмечать важность и релевантность идей общему контексту;
рефлексивно оценивать собственные мнения и верования.

Научный метод: понятие и краткая история

Научный метод представляет собой комплекс способов получения новых знаний и методов решения задач в границах любой науки, однако применим он, конечно же, и к простой обывательской жизни и, естественно, к работе и обучению.

Научный метод состоит из нескольких составляющих: способов изучения феноменов, систематизации, корректировки новых и уже имеющихся сведений. Выводы и умозаключения делаются посредством принципов и правил рассуждения, основывающихся на эмпирических данных о чем-либо. Основным инструментом для получения сведений являются эксперименты и наблюдения. А чтобы объяснить наблюдаемые факты, принято выдвигать гипотезы и строить теории, на которых впоследствии будут выстраиваться модели исследуемых объектов.

Важнейшей стороной научного метода принято считать объективность, исключающую субъективную трактовку результатов. Нельзя принимать на веру никакие утверждения, пусть даже их авторами являются авторитеты. Чтобы осуществить независимую проверку, нужно документировать наблюдения и обеспечивать доступ к материалам и данным другим людям. Благодаря этому получаются дополнительные подтверждения и критически оценивается степень их адекватности.

Некоторые составляющие научного метода нашли свое применение еще среди древнегреческих философов, разработавших принципы ведения спора и правила логики. Интересно то, что большее значение придавалось тогда не наблюдаемой практике, а выводам, которые были получены в ходе рассуждений. Ярким примером тому считается утверждение, согласно которому Ахиллес никогда не догонит черепаху.

Пик развития логики выразился в появлении софистики. Но ее приверженцы стремились по большей части не найти истину, а побеждать в судебных процессах, а главенствующую роль играл именно формальный подход. В свою очередь Сократ создал свой способ ведения спора – сократический диалог. В отличие от софистов он ставил задачу через наводящие вопросы помочь собеседнику прийти к конкретным выводам и изменить свои убеждения.

Уже в 20 веке появилась гипотетически-дедуктивная модель научного метода, которая состояла в следовании нескольким шагам. Вкратце это:

1 Использовать опыт.
2 Сформулировать предположение.
3 Сделать из предположения выводы.
4 Произвести проверку.

Важность и значимость этих шагов была продемонстрирована много столетий назад такими выдающимися мыслителями как Ибн аль-Хайсам и Галилей. Не мудрено, что и в настоящее время этот алгоритм все так же эффективен, как и научный метод в целом, и способен дать потрясающие результаты

Но при обучении критическому мышлению следует знать и понимать, что научный метод может выражаться в разных формах.

Что происходит

Два главных тренда будущего — усложнение и ускорение изменений. Мировые экономики достигли уровня, при котором невозможно развиваться без внедрения новых технологий. Согласно опросу Tech Pro Research, 70% крупных компаний разрабатывают или уже имеют стратегию цифровизации.

Исследователи Оксфордского университета считают, что половину рутинных задач автоматизируют через 15–20 лет. Результаты глобального исследования технологий, рабочих мест и навыков, проведенного PwC, подтверждают этот прогноз. Более 53% специалистов уверены, что их работа устареет или сильно поменяется за следующие десять лет, 77% работников придется переучиваться или менять профессию. Если людей выгоднее заменить искусственным интеллектом, это обязательно сделают.

Согласно отчету Fujitsu от 2018 года, 68% предпринимателей по всему миру видят будущее бизнеса как совместную работу людей и роботов. В этой работе человеку останутся интеллектуальные задачи — работа разума, рассуждение и аналитика. Справиться с такой работой и адаптироваться к неопределенному будущему помогает критическое мышление.

Индустрия 4.0

Бухгалтеры и журналисты: кого еще скоро могут заменить роботы

Виктор Мутьев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиалогии и литературы, начальник отдела научных и творческих программ СПбГИК:

«Критическое мышление может работать на уровне осведомленности, на уровне аналитических навыков и профессиональном уровне. Последовательное освоение этих уровней помогает рационализации восприятия, делает окружающую действительность не лучше, но чуть понятнее, а предсказуемость — залог психологического комфорта. Критическое мышление не поможет избежать рисков, но поможет их идентифицировать».

Когнитивные искажения

Когнитивные искажения — это подсознательные шаблоны мышления, в основе которых лежат ошибочные рассуждения. Такие рассуждения мешают нам принимать взвешенные рациональные решения. Например, под влиянием когнитивного искажения мы можем выбрать новый смартфон, опираясь на свои воспоминания о презентации и рекламном ролике, а не объективные технические характеристики. Когнитивные искажения — это аргументативные ошибки нашей «внутренней речи».

Виктор Горбатов, философ, преподаватель Свободного университета:

«Мало знать список когнитивных искажений и аргументативных ошибок, чтобы противостоять им. Необходимы правильные поведенческие установки — интеллектуальная открытость и осознанность. При этом существует G.I. Joe эффект — своеобразное метакогнитивное искажение, склонность считать себя более защищенным от искажений просто в силу теоретического знакомства с ними. Увы, это иллюзия. Нужно больше работать с когнитивными искажениями, вырабатывать привычку. Другого пути нет».

Систематическая ошибка внимания — зависимость нашего восприятия от повторяющихся мыслей. Мы чаще замечаем то, что встречали или запоминали раньше, игнорируя другие варианты.

Пример

Если вы давно думаете сменить работу, то охотнее будете обращать внимание на некомпетентность коллег и недостатки компании. Хотя в действительности показатели эффективности могут быть выше, а клиенты — довольнее

Соответствие эмоциям — способность вспоминать факты и события, испытывая определенные эмоции. Эмоциональные паттерны вызывают разные значимые ассоциации, связанные с нашим предыдущим опытом.

Пример. Вечером с горячей чашкой чая вы чувствуете себя спокойно, уютно и тепло. Такое настроение само по себе может вызвать воспоминания о семейных праздниках и вечерах с лучшими друзьями.

Недооценка бездействия — склонность недооценивать последствия бездействия, сравнивая его с результатом действия. Выбирая между действием и бездействием с аналогичными последствиями, люди чаще выбирают бездействие.

Пример. Некоторые родители запрещают делать прививки своим детям. Они предпочитают риск осложнения в случае болезни (бездействие — не делать прививку) риску осложнения прививки (действие — привить ребенка). При этом риск заболеть намного выше риска получить осложнения от прививки.

Иллюзия частотности, или феномен Баадера-Майнхоф — иллюзия, при которой недавно изученная информация кажется слишком часто повторяющейся, если появляется снова в течение короткого периода времени.

Пример

Иллюзию частотности используют маркетологи, чтобы привлечь внимание покупателей к продуктам компании. Логотипы бренда, видеоролики, реклама в соцсетях, коллаборации с популярными блогерами заставляют нас подсознательно думать о торговом предложении, чтобы в конечном итоге на него согласиться

Эффект иллюзии правды — склонность доверять сообщению после его многократного повторения. Людям проще воспринимать знакомую информацию, чем анализировать новую.

Пример. Плутарх писал, что древнеримский политик Катон Старший заканчивал каждую свою публичную речь словами «Карфаген должен быть разрушен», даже если дебаты касались совершенно другого вопроса. Его настойчивость помогла убедить остальных сенаторов начать войну при первой возможности — и Карфаген был разрушен. Это когнитивное искажение часто используют и сегодня — в пропаганде и СМИ.

Экономика образования

Как использовать критическое мышление в информационном потоке

Методы и приёмы

Существуют разные методы обучения критическому мышлению и приёмы его развития. Их активно используют учителя в школе, преподаватели в вузах, коучи на тренингах, психологи в онлайн-школах.

Мозговой штурм

Чаще всего применяется учителями на уроках, но может быть активно использован и в обычной жизни. Предполагает целый поток вопросов, ответы на которые неоднозначны. Как ты думаешь, правильно ли он поступил? А что бы ты сделал на его месте? Почему его ждала такая судьба? Возможен ли другой вариант развития событий? Подобным образом может анализироваться не только персонаж литературного произведения, но и историческая личность, современная знаменитость и даже поведение соседа по лестничной площадке.

Сравнение

Сначала нужно научиться сравнивать элементарные вещи. Например, купить яблоки разных сортов и провести мини-исследование, найдя для их сопоставления как можно больше оснований: размер, вкус, стоимость, мягкость, свежесть, толщина кожуры и т. д. Постепенно задания нужно усложнять. Браться за нечто уже более сложное. Например, 2 фильма одного и того же режиссёра, но созданные на разных этапах его творчества. И главное — не забывать делать соответствующие выводы.

Метапознание

Это умение видеть себя со стороны. И не только внешне, но в первую очередь — способность анализировать свои действия и мысли. В идеале — полностью их контролировать, давать себе отчёт в каждом сказанном слове и совершённом поступке. Эмоции нужно подчинить доводам разума.

Дедукция

Умение из общего сделать частный вывод, создавая логическую цепочку. Простейший пример: все металлы пластичны (общее) → висмут — металл → значит, висмут тоже пластичен (частное).

Индукция

Обратный процесс дедукции. Однако, если итоговый результат дедукции почти всегда 100% верен, если общее положение правильное, то выводы, сделанные в ходе индукции, могут оказаться не совсем достоверными. Например: три последних мэра в нашем городе были взяточниками (частное) → значит, все мэры — взяточники (спорное утверждение).

Анализ

Мыслительная операция, позволяющая любое событие или предмет разобрать на части, которые как раз могут служить основой для сопоставления. Произошло восстание — раскладываем его на причины, ход процесса и следствия. Кто-то заболел — изучаем факторы-провокаторы, типичную клиническую картину, методы диагностики, способы лечения, возможные осложнения. Покупаем ноутбук — изучаем ассортимент, технические характеристики, дополнительные функции, внешний вид, места выгодных продаж понравившейся модели. В идеале, нужно подвергать тщательному анализу всё, что происходит в жизни. Это помогает избежать многих неприятных ситуаций.

Синтез

Мыслительная операция, обратная анализу. Умение собирать разрозненные детали в одно целое. Например, проанализировать различные новости экономики и сделать вывод о надвигающемся кризисе, хотя открыто о нём в СМИ ещё никто не говорит.

Системность

Любое суждение прогоняется через 5 обязательных этапов, которые образуют метод системности: подготовка (ежедневная нейробика) → проблема (сбор информации по ней) → альтернативы (анализ ситуации, поиск возможных путей) → выбор окончательного решения → его оценка.

Если освоить основные приёмы критического мышления (анализ, синтез, сравнение), даже самая проблемная ситуация будет решаться буквально в два счёта!

Примеры

Примеры критического мышления мы находим на протяжении развития человечества, когда были открыты важнейшие законы физики, математики и других наук. Все открытия – это и есть примеры постановки правильных вопросов, поиска смысла и закономерностей.

Примером развития этого мышления в начальной школе является вопрос учителя по поводу какого-то явления: “Дети, как вы считаете, где лучше обучаться плаванию: на море или на реке?” Думающие ученики выскажут мнение и начнут придумывать доводы. А если учитель хочет действительно научить, он проведет сначала эксперимент, а потом задаст вопрос повторно.

Ну это такой примитивненький пример, но он показывает, как развивать ребенка в образовательном процессе. Кстати, Ньютон, Эйнштейн, древнегреческие философы обладали способностью критически мыслить. Именно благодаря им, в частности Гиппократу, мы до сих пор используем принципы разделения личности по типам, лечения болезней.

Происхождение термина

Идея критического мышления возникла в древности. Она исходит из деятельности Сократа, который 2500 лет назад провозгласил: никто не может зависеть от авторитетов. Ведь они могут вести себя далеко не рационально. По поводу появления той или иной идеи должны возникнуть глубокие вопросы прежде, чем ей можно будет доверять. Сократом было доказано, что поиск доказательств весьма важен. Самой популярным методом преподавания критического мышления является «сократово выспрашивание», вносящее ясность и логику.

Практику Сократа, скептицизм Аристотеля развил Платон. Появилась традиция мыслить систематически на пути к постижению глубоких реалий. В трудах философов средних веков и эпохи Возрождения возник скептицизм. Глубокомыслие древности было развито ими

Методы развития критического мышления сформировались в понимание силы информации, важности ее тщательного сбора, правильного использования. А ресурсы подобного склада ума приумножились благодаря вкладу множества мыслителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector