Интеллект: что это такое? (определение, виды и уровни)

Эмоциональный интеллект (EQ)

Emotional Quotient – это способность человека распознавать и правильно трактовать эмоции других людей, понимать их намерения и мотивы действий, а также понимать свои собственные эмоции и желания, уметь ими управлять. На основе эмоционального интеллекта развиваются такие компетенции как навыки межличностного общения, работа в команде, лидерство и многие другие.

Эмоциональный интеллект давно занял прочное место в перечне так называемых soft skills, подлежащих обязательному развитию для всех, кто намерен добиться успеха в жизни. Более того, все громче звучат голоса экспертов из разных сфер, считающих, что нельзя недооценивать эмоциональный интеллект, и что именно составляющие его параметры более важны для успеха, чем собственно уровень IQ, на который было принято ориентироваться ранее.

Как и прочие виды интеллекта, EQ можно и нужно развивать. Как минимум, нужно научиться брать под контроль собственные эмоции, стараться не разрешать негативным мыслям захватить свое сознание, учиться слушать и слышать окружающих.

К слову, привести свои мысли и эмоции в порядок помогает матрица управления временем Стивена Кови: он предлагает разделить все свои дела и обязанности на четыре категории и планировать время под каждую из них. Тогда у вас останется меньше объективных причин для стресса и негатива и освободится больше времени для позитива в повседневной жизни. Однако максимального спокойствия и осознанности достигают лишь те, кто способен развить все типы своего интеллекта, в том числе и духовный.

Рациональное мышление

Жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется, чтобы идти в ногу со временем, необходимо уметь адаптироваться к новым условиям. Умный человек не станет изобретать что-то новое, если для этого нет причин. Он способен проявить гибкость мышления и рациональность, и найти другой, более простой и оптимальный путь решения задачи.

Нужно уметь рассматривать проблему с разных сторон, искать не одно решение, а иметь несколько запасных вариантов. Высокоинтеллектуальный человек может критически относиться к своим решениям и мыслям, уметь признавать собственное несовершенство и ошибки.

Он не считает себя выше или умнее других, он способен адекватно оценить собственные знания. Самосовершенствование и тяга к знанию помогут сделать себя лучше. Человек с высоким интеллектом никогда не останавливается на достигнутом, он всегда стремится к улучшению.

Способ 3. Стремитесь к большему

Всегда стремитесь стать лучше, чем вчера. Рекомендация относится не только к духовной, и материальной сфере. Люди, которые желают разбогатеть, постоянно находятся в поисках дополнительного заработка.
Если вы учитесь в институте или работаете на малооплачиваемой должности, измените происходящее. Поверьте в себя, пройдите курсы повышения квалификации, займите престижный пост

В случае со студентами, в дополнение к институтской стипендии начинайте работать официантом или продавцом.
Важно задействовать себя в разных сферах. Если вы работаете по графику 2*2, в месяц получается около 15 выходных. Для среднестатистического человека это довольно много, рассмотрите вакансии по совместительству

При этом важно, чтобы две должности были противоположными по роду деятельности.
Известно, что умственная работа утомляет сильнее физической. Если вы проводите 5 дней в неделю в офисе, возьмите за привычку посещать тренажёрный зал после службы. Такой ход позволит мозгу работать на 25% эффективнее, вследствие чего в вашей памяти будут всплывать важные моменты, будь то прочитанная книга или вырезки из научной литературы.
Ставьте большие цели, в них легче попадать. Многие полагают, что мечтатели не могут добиться высот в карьере или личной жизни. Однако ситуация обстоит иначе. Мечтатель не ставит себе рамок, всегда стремится к большему. Поэтому он регулярно рискует, после чего пожинает плоды собственных успехов.

Для среднестатистического человека это довольно много, рассмотрите вакансии по совместительству

При этом важно, чтобы две должности были противоположными по роду деятельности.
Известно, что умственная работа утомляет сильнее физической. Если вы проводите 5 дней в неделю в офисе, возьмите за привычку посещать тренажёрный зал после службы

Такой ход позволит мозгу работать на 25% эффективнее, вследствие чего в вашей памяти будут всплывать важные моменты, будь то прочитанная книга или вырезки из научной литературы.
Ставьте большие цели, в них легче попадать. Многие полагают, что мечтатели не могут добиться высот в карьере или личной жизни. Однако ситуация обстоит иначе. Мечтатель не ставит себе рамок, всегда стремится к большему. Поэтому он регулярно рискует, после чего пожинает плоды собственных успехов.

Уровни

Уровни:

  1. Стимульно-продуктивный. Умственная деятельность индивида зависит от проявлений внешних факторов. На этом уровне интеллектуальная деятельность ограничивается первоначально найденным или заданным кем-то путем. Человек может решать задачи, но они не связаны.
  2. Эвристический уровень. Спонтанная познавательная деятельность, с помощью которой происходят открытие разных закономерностей. На этом уровне человек может составлять единую картину из разрозненных проблем, явлений, находить в них общее, чтобы выявлять неизвестные закономерности.
  3. Креативный. Это высший уровень интеллектуальной деятельности. Поиск связи в разных явлениях становится большой проблемой, которая требуется глубокого анализа для установления сути вещей.

Игра в шахматы

Знаменитый Deep Blue был крут, но в первом матче проиграл Гарри Каспарову со счётом 2 : 4, а во втором – выиграл с результатом 3.5 : 2.5. Но он изначально был «накачан» знаниями.

А новая система AlphaZero до турнира знала лишь как ходят фигуры и какова цель игры. Но она обучилась и за четыре часа победила программу по игре в шахматы Stockfish 8, которая считалась лучшей в мире.

AlphaZero – улучшенная версия AlphaGo Zero. Она 100 раз подряд обыграла знаменитую систему AlphaGo, которой удалось одержать победу над сильнейшим из игроков-людей.

Итак, у AlphaZero была информация о том, как ходят фигуры, и обучающий нейросетевой алгоритм с подкреплением. Когда турнир начался, AlphaZero стал играть сам с собой, обрабатывая до 800 тыс. позиций в секунду.

По человеческим меркам, AlphaZero провел за игрой в шахматы около 1400 лет. И достиг уровня абсолютного чемпиона мира по шахматам. По крайней мере, среди компьютеров.

После этого AlphaZero потратил восемь часов и превзошел AlphaGo в го. А потом ещё ща два часа разгромил программу Elmo, которая раньше считалась неоспоримым чемпионом по игре в сёги (японскую стратегическую настольную игру).

Упражнения

Намеренные тренировки, выполнение специальных упражнений, решение головоломок позволят повысить качество запоминания информации, а также улучшить мозговую активность. Как в предыдущих случаях, совершенствоваться этими методами для достижения цели нужно на регулярной основе.

Головоломки, задачи, игры

Развивающие игры или задачи способствуют развитию мозга. При регулярных тренировках человек сможет добиться улучшения многих показателей, касающихся умственных способностей. Особое влияние будет оказано на память и быстроту мозговой деятельности. Для занятий подойдут:

  • Шахматы, шашки;
  • Паззлы;
  • Кроссворды, судоку;
  • Головоломки, загадки.

Все эти варианты применимы как для детей, так и для взрослых. Среди головоломок есть огромное количество вариантов, рассчитанных на разные возрастные категории, что позволяет выбрать максимально подходящие задачки для себя.

Анализ

Для любого человека очень важно порой побыть одному. В такие моменты нужно отвлечься от всего происходящего и погрузиться в свои мысли

Анализ произошедших событий, обдумывание будущего, размышления о чем-то важном – все это позволяет повысить уровень своего интеллекта. Дополнительно рекомендуется подвергать сомнению все происходящее, обдумывая причины любых событий.

Признаки интеллекта

1. Знание против понимания

Знать может любой дурак

Важно уметь понимать. — Альберт Эйнштейн.

Часто существует обширная, зияющая пропасть между знанием чего-то и пониманием этого более подробно и детально.

Например, вы можете знать, что сочетание химического вещества X с химическим составом Y приводит к довольно взрывоопасному результату, но это знание НЕ является тем же самым, что и полное, рабочее понимание того, почему эти конкретные химические вещества реагируют именно таким образом, и как именно они это делают.

Знание поверхностно; оно в значительной степени зависит от наблюдения и памяти. Понимание этой же самой вещи требует чего-то совершенно другого, более глубокого процесса; любознательный человек всегда пытается понять и объяснить, по какой причине происходит так, а не иначе.

Вот почему это неотъемлемая часть понимания обращается к истинно высоким умам, а не просто начитанным людям, призывая их следовать подсказкам, чтобы привести к понимаю происходящего.

Прорывы ума не рождаются из знаний; они происходят через любопытство и мужество узнать что-то новое. Требуется совершить прыжок от незнания к чему-то новому.

Мы все еще жили бы в пещерах, если бы наши предки не исследовали и не расширили свои возможности, следуя за своим любознательным характером.

Расширяя свой кругозор, мы развиваемся.

2

Принятие во внимание обстановки. Сам по себе факт бесполезен в изоляции

Пока вы не сможете объяснить, как этот факт связан со многими другими потоками, которые прокладывают себе путь через больший контекст, ваш интеллект остается ограниченным.

Сам по себе факт бесполезен в изоляции. Пока вы не сможете объяснить, как этот факт связан со многими другими потоками, которые прокладывают себе путь через больший контекст, ваш интеллект остается ограниченным.

Например, можно сказать, что закисление океана отрицательно влияет на коралловые рифы, разрушая их и не позволяя формировать свои скелеты. Без сомнения, это весьма интересное наблюдение. Однако, оно не очень полезно, когда факт берется изолированно от других аспектов.

Пока вы не посмотрите на более широкий контекст и не объясните, как это повлияет на сложные и разнообразные экосистемы, которые опираются на жизненно важные местообитания кораллов, сам по себе отдельный факт понимания того, что океан закисляется, значит мало.

Интеллектуальные люди более остро осознают, как одна часть информации соотносится с общей картиной происходящего.

Они понимают взаимосвязь между вещами и процессами; или если они этого не делают, они пытаются понять её, прилагая к этому множество усилий.

Как правило, умные люди интересуются всем тем, что выходит за рамки их области мышления, они интересуются разными сферами жизни.

Насколько умны кошки

Малое количество исследований умственных способностей объясняется открытым недовольством усатых подопытных. Большинство из них напрочь отказывается от сотрудничества, особенно в условиях лаборатории. Из-за этого ученым приходится проводить свои эксперименты на знакомой котам территории, то есть прямо у них дома. 

Развитость интеллекта 

Несмотря на малый объем мозга, уровень кошачьего IQ довольно высок. Все дело в том, что его определяет количество нейронов коры головного мозга. У усатых любимцев их 250 миллионов! Несмотря на то, что у человека количество нейронов достигает 16 миллиардов, все познается в сравнении. Среди самых умных животных кошка занимает почетное 5 место. 

Согласно проведенным исследованиям, кошачий интеллект близок к IQ двухлетнего человеческого ребенка. Но не спешите возмущаться, ссылаясь на разумность вашего любимца и беспомощность ребенка в этом возрасте. Такое сравнение основывается на необычайной развитости сенсомоторного интеллекта – первой стадии развития детского интеллекта. 

Коты понимают постоянство объектов. Если хозяин переложит валяющуюся на полу игрушку в другое место, то факт ее существования останется неизменным. Питомец, захотевший поиграть, не станет унывать из-за внезапного исчезновения своей любимой мыши, а просто начнет ее искать. 

Сравнивать кошачий и человеческий IQ не совсем корректно, так как, в отличие от ребенка, подросший котенок никогда не овладеет привычной для нас речью. Несмотря на это, развитость его интеллекта неоспорима. Взрослый кот опирается на свой опыт, принимая решение в новых ситуациях, сообщает о своих желаниях человеку, реагирует на его слова и жесты. 

Объем и виды памяти 

Определить точный объем кошачьей памяти невозможно, но зато можно с уверенностью заявить о его конечности

По этой причине получаемая информация фильтруется по важности и поступает в разные хранилища: 

  • кратковременную память, обеспечивающую запоминание в пределах 16 часов; 

  • долговременную память, хранящую данные на протяжении всей жизни. 

Качество памяти определяет количество нейронов. Они созревают вместе со своим владельцем, поэтому взрослое животное запоминает информацию лучше котенка. Ближе к старости клетки мозга отмирают. Аналогичную проблему вызывает когнитивная дисфункция, близкая по своей природе к болезни Альцгеймера. Пожилые и больные животные хуже ориентируются в пространстве и практически не поддаются обучению новым навыкам. 

Эмоциональная сторона вопроса 

Благодаря схожему строению мозга, усатым любимцам присущи все наши эмоции и даже некоторые болезни психики, включая депрессию. Вопреки распространенному мнению, у котофеев есть и мимические мышцы. Проблема в том, что они плохо развиты. Понять настроение питомца по выражению мордочки способны только те, кто постоянно работает рядом с животными. Для всех остальных гораздо проще ориентироваться на звуковые сигналы, движения ушами и хвостом. 

История изучения

Вопрос об изучении интеллектуальных способностей особо остро встал перед учеными в XIX веке. К 1905 году французские ученые Т. Симон и А. Бине смоги разработать первые тесты, которые были предназначены для оценки уровня умственных способностей у детей в возрасте 3–13 лет. Сами создатели текстов рассматривали интеллект как уровень развития психического здоровья, присущий определенному возрасту. Оценка выставлялась по количеству правильных ответов, их соотношению с ошибками.

Следующий прорыв в данной области произошел в 1912 году. Тогда немецкий психолог В. Штерн предложил делать оценки уровня умственного развития с помощью вычисления коэффициента интеллекта. Их он называл отношением хронологического и умственного возраста ребенка.

Учения В. Штерна продолжил Л. Термен. Он адаптировал предложенный коэффициент для жителей США, подвел его под шкалу Бине-Симона, для которой придумал некоторые изменения, чтобы модифицировать ее. Благодаря работам Л. Термена, была разработана новая шкала оценки интеллекта.

Первый полноценный тест на определение IQ был предложен Д. Векслер. Он предложил развернутую классификацию уровней развития умственных способностей, которая основывалась на частоте встречаемости показателя:

  • интеллектуальное снижение — до 69;
  • пограничный уровень — от 70 до 79;
  • пониженная норма — от 80 до 89;
  • средний уровень — от 90 до 109;
  • хороший показатель — от 110 до 119;
  • высокий уровень — от 120 до 129;
  • очень высокий уровень — свыше 130.

Со временем шкала была доработана, изменена зависимо от действующих реалий. Под нее составили более информативные тесты.

Как можно повлиять на уровень своих умственных способностей?

1. Из-за постоянной механической работы и действий, не требующих каких-либо размышлений и принятие решений, человек не развивается. Следствием подобной ситуации является остановка в развитии и не раскрытие своего потенциала до конца.

Бывает и наоборот. Ничем не интересующийся человек, попадая в компанию творческих и целеустремленных личностей, подсознательно и сознательно стремится достичь их уровня. Восприятие информации и старание усвоить услышанную информацию, поиск интересующих и не до конца понятных фактов в научной литературе делает каждого из нас более образованным и развитым.

2. Как бы заезжено это не звучало, но здоровый и активный образ жизни также влияют на развитие способностей. Регулярные занятия спортом, насыщение организма кислородом и полезными витаминами всегда позитивно влияют на физическое, душевное и психологическое развитие.

3. Чтение литературы, решение головоломок и кроссвордов однозначно сыграют на пользу интеллекту каждого человека.

4. В развитых странах особой востребованностью пользуются специально разработанные программы, способствующие улучшению работы мозга.

Именно умственные способности являются одними из постоянно изучаемых человеческих качеств.

Способы измерения и определения умственных способностей человека

Ни для кого не секрет, что проверить свой интеллект и ознакомиться с результатами можно пройдя тест IQ. Довольно часто большие корпорации и развитые компании прибегают к данному методу. От конечного результата коэффициента интеллекта можно точно понять, способен ли человек разобраться со сложной проблемой или он не сможет справиться даже с самой простой задачей.

Даже не отправляя человека на тест можно узнать о его развитости и интеллекте с помощью простой беседы. Идеальными помощниками в этом деле станет:

  • Умение помнить и цитировать классическую литературу (кинематограф) и знание крылатых фраз является прямым показателем интеллектуально развитого человека. К тому же чтение книг определенного жанра может стать еще одной интересной темой для обсуждения;
  • Лексикон и большой словарный запас также поможет составить правильное впечатление о собеседнике;
  • Учтивость, умение слышать и учитывать знания своих оппонентов;
  • Посмотреть на поведение человека в непредвиденной ситуации (умственные способности тесно связаны с умением реагировать и принимать взвешенные рассудительные решения);
  • Присутствие чувства юмора и умение его использовать в соответствии с подходящей ситуацией;
  • Наличие хобби, интересов и увлечений так же рассказывают о развитости собеседника (если человека совершенно ничего не интересует – он стоит на одном месте, а в следствии он не сможет поддержать обычной беседы).

У них широкий кругозор

Умные люди не закрывают свой разум от новых идей или возможностей. Интеллектуалы всегда готовы к расширению кругозора другими точками зрения и открыты для альтернативных решений.

Психологи утверждают, что люди, обладающие широким кругозором (те, кто ищет альтернативные мнения и справедливо оценивает факты), получают более высокие баллы в процессе прохождения тестов на уровень интеллекта.

В то же время интеллектуалы довольно осторожны в выборе идей и точек зрения, которые они принимают.

Развитый разум наделен устойчивым иммунитетом против принятия чего-либо только по внешнему признаку, а потому не поверит в это до тех пор, пока получит достаточное количество доказательств.

Какими способами его возможно улучшить

Учеными были доказаны факторы, способствующие их ухудшению, это долговременное бездействие, физические и психологические отклонения, старость.

Но есть способы, позволяющие удерживать их на должном уровне и улучшать:

  1. Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов, различных задач;
  2. Работа со специально разработанными компьютерными программами, которые улучшают мозговую работоспособность;
  3. Хобби, любимое занятие. К примеру, посещение разных тренингов, развивающие игры;
  4. Специальные комплексы упражнений, дающих физическую нагрузку.

Получив неудовлетворительный результат теста IQ, не стоит расстраиваться. Необходимо тренировать ум: это решение логических задач, чтение научных и художественных книг, изучение языков. Нужно заниматься самосовершенствованием постоянно. И, конечно же, придерживаться здорового питания и много отдыхать.


Смотреть галерею

Уровень интеллекта человека

Наиболее общепринятым является представление об уровне интеллекта, знаменитом «ай-кью». Он определяет, выражаясь упрощённо, насколько человек «умён» или «глуп», в какой степени он приспособлен к элементарному выживанию и продуктивному функционированию в обществе.

Коэффициент интеллекта выражает уровень интеллекта человека относительно среднестатистического показателя. Также он определяется как соответствие «умственного возраста» реальному биологическому возрасту человека.

Коэффициент интеллекта принято устанавливать с помощью специальных тестов, в первую очередь это тест Айзенка и его варианты. Максимальный уровень интеллекта здесь оценивается в 160 баллов. Уровень меньше 70 баллов говорит об умственной отсталости. Вопросы теста выявляют логические, пространственные и некоторые другие навыки индивида.

Однако некоторые исследователи подвергают такие тесты критике. Указывается, что часть вопросов содержит грубые ошибки, и в качестве «правильных» ответов в них указаны неправильные. На ошибки в логических и геометрических заданиях указал известный российский математик В. А. Васильев. Подобные ошибки в тестах не обнаруживались много лет, и это может свидетельствовать о низкой компетенции разработчиков тестов.

Однако отрицать неравномерное развитие интеллекта у людей нельзя. Выраженных гениев, среднестатистических людей и умственно отсталых можно обнаружить и отличить и без всякого теста.

Не все, к сожалению, понимают, что уровень интеллектуального развития никак не связан с наличием или отсутствием каких-либо психических отклонений. Часто приходится слышать что люди с аутизмом являются умственно отсталыми или, наоборот, прирождёнными гениями, уникальными мыслителями. На самом деле коэффициент интеллекта среди аутистов распределяется точно так же, как и среди обычных людей, то есть большая часть людей, страдающих аутизмом, — это люди со средними умственными способностями.

Известны случаи, когда выдающиеся умы страдали даже такими заболеваниями, как шизофрения. Знаменитый математик Джон Нэш длительное время лечился от этой болезни, которая едва не погубила его карьеру.

Кроме того, уровень интеллектуального развития практически не связан с эрудированностью. Очень часто высокоэрудированные люди оказываются беспомощными в реальных жизненных ситуациях. О таких людях говорят, что они «всё знают, но ничего не понимают». У таких людей, конечно, неординарно развита память, они без труда запоминают массу разрозненных фактов, некоторые даже проявляют признаки заинтересованности в конкретных темах и запоминают факты только из этих областей; однако оперировать полученными знаниями эрудиты не могут или делают это с трудом. И наоборот, существуют люди, которые знают довольно мало, однако обладают неординарным уровнем логического, пространственного, математического мышления, могут быстро решить сложную проблему логическим путём, не прибегая к обширным теоретическим сведениям.

Это можно сравнить с различиями в американской и российской общеобразовательной школе. Образно говоря, российский школьник знает названия столиц всех стран мира, но не имеет возможности съездить даже в соседний Киев; а американский школьник не знает названий большинства столиц, но знает, как найти возможность поехать в любую из них.

Среднестатистический уровень умственного развития не являлся одинаковым в разные времена. В последние десятилетия этот уровень неуклонно возрастает. Этому способствует не только доступность образования, но и повышенная востребованность интеллектуальных профессий на рынке труда, тогда как работы, связанные с физическим трудом, всё больше автоматизируются.

Непостоянная деятельность

Рекрутеры и HR-менеджеры, как правило, называют таких людей соискателями-летунами. Проблема этих работников обычно заключается в том, что они не справляются при малейших изменениях, непредвиденных обстоятельствах и форс-мажорах. Единственным найденным решением становится незамедлительное увольнение при первом же отчетном периоде или аврале.

Согласно статистике, люди с низким интеллектом меняют работу не реже одного раза в год. Уходят они как по собственной инициативе, так и по распоряжению руководства. Значение данного признака увеличивается, если человек не способен даже к стабильной работе на дому при условии, что она не требует особых знаний или навыков.

Гендерные и возрастные различия

Уровень интеллекта зависит не только от воздействия внешних факторов или генетики, но и от возраста, половой принадлежности.

Ученые смогли установить интересную закономерность. Если ребенок в 5–10 лет отличался повышенной сообразительностью, умом, в 20, 30, 40 лет он будет обладать развитыми умственными способностями. Данная закономерность срабатывает не во всех случаях.

Чтобы понять, как возраст влияет на умственные способности, нужно изучить особенности соотношения этих двух показателей:

  1. Коэффициент интеллекта растет до 18 лет, замедляясь в переходные периоды. Головной мозг занят решением других вопросов.
  2. С 20 лет развитие умственных способностей постепенно замедляется.
  3. Аналитический, логический и арифметический потенциал раскрывается только к 30 годам.
  4. Медицинские познания усваиваются в промежутке с 40 до 45 лет. Психологические учения осознаются после 50 лет.

Также нужно уделить внимание искусству. Оно хорошо развивается в любом возрасте

Ограничений относительно этого ученые выявить не смогли.

В мире постоянно идут споры относительно того, кто умнее — женщины или мужчины. Проведя большое количество исследований, ученые не смогли выявить большой разницы относительно взаимосвязи уровня интеллекта и гендерной принадлежности, но все же небольшая разница есть. Она заметна в некоторых аспектах:

  1. Развитие физических, умственных характеристик у девочек до 15 лет происходит быстрее, чем у мальчиков.
  2. Женщины лучше развиваются в гуманитарных науках, а мужчины в точных.

Женщины отличаются нестандартным мышлением. Мужчины склонны мыслить логически.

Развитие интеллектуальных способностей школьников

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – ).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из получаемых массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо осознать:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьником возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) сформирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать свои интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером или в другом относительно пассивном варианте, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные , задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Образовательный сайт ЛогикЛайк включает более 2500 занимательных развивающих заданий для детей. Регистрируйтесь и покажите это ребёнку.

Такие упражнения — отличная тренировка навыка размышлять, рассуждать. Эффективны для развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте также и те упражнения, которые рекомендованы ребятам помладше (см. подробнее выше про загадки на логику, задачи и интеллектуальные игры).

Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта

В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:

  • задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
  • шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
  • различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.

Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать?

По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.

Средняя школа и подростковый возраст

С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения. Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:

  • различные олимпиады (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
  • развлекательные состязания по решению логических задач;
  • семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
  • совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
  • отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.

Список книг для развития интеллекта

Основы закладываются в школьные годы. Поэтому множество книг выпущено с расчетом на подрастающую аудиторию. Но, не когда не поздно учиться, получать знания, тренировать память. Интеллектуальное развитие не имеет возрастных ограничений. Главное желание стать умнее и регулярность действий.

Список книг для развития интеллекта:

«Интеллект-тренинг», Родионова А. После прочтения трудов этого бизнес-тренера человек получает такие результаты: улучшается память, запускаются процессы мышления, пополняется словарный запас. Книга построена по принципу обучающей литературы: читай и внедряй. Автор дает понять, что человеческие возможности неограниченны, никогда не поздно достичь совершенства. Читающему предлагаются варианты развития умственных способностей.«Развивайте интеллект…». Труды Картера Филипа включают тесты, помогающие развитию интеллекта. Подойдут тем, кто готов решать разнообразные шарады и головоломки. Практические упражнения помогут в развитии мышления, улучшат память, сделают человека более сообразительным. Книга очень затягивает, на задачки приведены ответы.«Мозг на 100%». Автор поведает, как привести мозг в тонус. У обычного человека он находится в спящем состоянии. Просмотр сериалов, выполнение однообразной работы приводит мозг в спячку, теряются навыки, приобретенные в школе. Ольга Кинякина предлагает заставить работать мозг. В книге содержатся все необходимые упражнения, задания и задачки для улучшения памяти, развития интеллекта. Интенсивная программа способствует развитию мышления, пробуждает интуицию человека.«Основы механического запоминания». Книга Зака Белмора рассчитана на любой возраст. Более того, для лучшего усвоения информация и для достижения результата, автор разбил книгу на главы. Каждый из разделов предназначен для определенной возрастной группы. Выполняя упражнения, человек обучается запоминать большие объемы информации и полотна текста. Процесс запоминания упрощается, становится произвольным.

Рекомендуемое интеллектуальное чтиво для ума, хорошая классическая литература для развития речи представляют собой комплекс упражнений для тренировки мозга. Как человеку нужна вода для жизни, так мозгу – информация для размышлений. Принимайте пищу для ума ежедневно, уделяя чтению не менее 1 часа в день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector